Чем определяется с самого начала существование Церкви? Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово во Вторник Светлой седмицы, когда Церковь празднует день Иверской иконы Божией Матери …

С Иверской иконой Божией Матери многое связано в нашей Церкви. Это один из ее любимейших образов. Этот образ — украшение третьего дня Пасхи, потому что участие Божией Матери в Крестных Страданиях Христовых и в Его Воскресении, несравнимо ни с чем.
 
Мы знаем Иверский образ Божией Матери — древний, кровоточащий, который был явлен во время иконоборческих гонений в IX веке, и мироточивый образ, прославившийся в наши дни. Божия Матерь являет нам тайну Церкви, тайну нашего призвания. Слово Божие стало плотью, потому что Она возлюбила Бога всем сердцем, всей мыслью, всей крепостью Своей.
 
Божия Матерь учит нас, что мы должны прежде всего научиться любить Христа Бога. Мы много и часто говорим о любви, но эти слова могут терять всякий смысл, могут быть ложными. Существует столько же ложных учений и слов о любви, сколько ложных слов и учений об истине. Надо любить Христа больше всего остального. Кто еще до сих пор не понял этого, находится вне главной тайны жизни, вне Пасхи Господней.
 
Как решительно говорит Господь: «Кто любит отца или мать, сына или дочь больше Меня, недостоин Меня»! Это значит, что мы должны любить Господа больше самого дорогого для нас на свете — наших родителей и наших детей. Господь добавляет: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее». И наоборот, потерять душу, отдать свою жизнь ради Христа, значит обрести ее. Все заключается в этом. Кто принимает ученика Христова во имя Христово, тот принимает Христа. То же самое означает принять пророка, праведника, ребенка, в конце концов, каждого человека ради любви ко Господу.
 
Христианская вера не есть система каких-то самых замечательных идей. Это не философия и не мораль, хотя заповеди открывают непоколебимые таинственные законы жизни. Христианская вера есть прежде всего признание реального факта: Бог явился среди нас. Мы видели Его и слышали Его, мы встретили Его, Он обращался к нам, мы ели и пили с Ним. Встреча с Ним была столь значительна, что мы перешли из смерти в жизнь. И отныне мы живые для Бога во Христе Иисусе, ибо в Нем явился Бог, и мы любим Его больше всего по той простой причине, что Он наш Бог, наш Спаситель, наш Господь. Он наша жизнь и наше счастье, Он наша радость, и в Нем полнота всего. Только этим определяется с самого начала существование Церкви.
 
Посмотрите, как святая равноапостольная Мария Магдалина любила Господа. В утро Пасхи она ищет Его, обливаясь слезами у гроба, от которого в мире образуется безмерная пустота. Ему достаточно позвать ее по имени, чтобы она, не помня себя от радости, бросилась к Нему с восклицанием: «Раввуни!» Посмотрите, как Петр любил Господа. На следующий день по Воскресении Господь ждет рыбаков на берегу озера — как недавно в день их призвания на апостольское служение. И трижды Он спрашивает Петра: «Любишь ли Меня?» Петр исполнен глубокой печали, потому что при каждом вопрошании он вспоминает, как всего три дня назад он трижды отрекся от Господа. Если после этого предательства он тотчас же заплакал горько, то потому что осознал, что его любовь ко Христу была сильнее всего, сильнее всякого его малодушия. Господь снова простирает к нему руку, и он ухватывается за нее: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Этот ответ Петра — молитва, та, которой молятся все ученики Христовы, в особенности те, кто предал своего Спасителя, но несмотря ни на что любят Его.
 
Посмотрите на юного апостола Иоанна Богослова, будущего евангелиста, который наТайной Вечери слышал биение сердца Господа и принял из Его уст слова, которые впоследствии он передаст нам. Посмотрите на всех — на святых апостолов, на мучеников, на святителей, на множество монахов и пустынников, удалившихся от мира ради любви ко Господу. Посмотрите на этот бесчисленный народ Божий, который мы прославляем в Церкви. Каждый из них любил Господа исключительной любовью. Каждый из них воспринимал слово Евангельское, о котором мы размышляем за богослужением в храме, как обращенное лично к нему. Каждый из них мог сказать вместе с апостолом Павлом: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3, 7—8).
 
Мы умерли со Христом, чтобы жить с Ним. Потому, кто еще не нашел любви ко Господу, кто не нашел в любви к Нему исполнения всей своей жизни, своего молитвенного труда, пусть молит Господа об этой благодати. Как иерихонский слепой на краю дороги, где проходил Христос, пусть умоляет о том, чтобы ему прозреть. А кто знает в сердце своем это горение любви, о котором говорили ученики Христовы по дороге в Эммаус, тот пусть хранит верность этой любви и ведет в сокровенности с любимым Господом беседу, которая превосходит все слова. Пусть предстательствует за мир, к которому Свет пришел и мир Его не принял. Пусть те, кто недоверчиво и насмешливо слушает о том, что такая любовь возможна и реальна, проявят терпение. В день, когда Господь откроется им, они узнают в свой черед, какое это счастье не быть судимыми Господом, а быть любимыми Им. Они не будут первыми — те, с кем это произойдет. Но прежде всего пусть никто из нас не позволяет охладевать и ослабевать своей любви. Иначе мы потеряем все.
 
Жизнь дана нам для того, чтобы мы могли углубиться в эту любовь, проникнуть в самую суть, коснуться истоков, приблизиться к неугасающему огню. Господь никогда еще не был в достаточной мере познан, в достаточной мере любим. И мы никогда еще по настоящему не обращались к Нему. Никогда наша любовь не была еще на высоте любви, которой Он возлюбил нас. Потому что если от нас требуется такая любовь, то это только требование правды, справедливости. Мы просто отвечаем любовью на Его любовь. Мы можем, в конце концов, подлинно любить только любовью, которой мы Им любимы, ибо любовь Божия пролилась в сердца наши Духом Святым. Чтобы возлюбить Господа той исключительной любовью, которую Он ждет от нас, достаточно однажды на самом деле понять, что означают эти простые слова: Бог любит нас. Как сказал когда-то один епископ накануне великой катастрофы, обращаясь к собравшимся вместе священникам и мирянам, ко всей Церкви: «Дорогие братья и сестры, мы еще не знаем, какие испытания ждут впереди нашу Церковь и каждого из нас. Но что бы ни случилось, пусть каждый помнит только одно: мы Богом любимы, Христос воскрес».
 
http://ruskline.ru/news_rl/2014/04/22/chem_opredelyaetsya_s_samogo_nachala_suwestvovanie_cerkvi/