Чем опасна жажда чудес

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В жизни верующего человека всегда есть место чуду. Хотя бы потому, что сама человеческая жизнь не что иное, как чудо. Как и мир, в котором человек живёт. Как и сам человек. С другой стороны, многим верующим присуща странная жажда чудес. Логика таких людей, на первый взгляд, проста: раз Бог настолько щедр на чудеса, что без чуда ни мир не появился, ни дело человеческого спасения не совершилось, раз чудесами наполнены и Писание, и жития святых, житейская обыденность, то почему бы не происходить чудесам в конкретной, отдельно взятой жизни? Однако простота эта, что называется, хуже воровства.

Для начала, зачем вообще человеку чудеса? Бог дал ему в дар жизнь и мир, в котором он живёт. Его окружают близкие, любимые люди, он способен реализовывать свой потенциал и способности в труде и творчестве. Ради его спасения Бог стал человеком, умер на Кресте и воскрес. Для него Бог создал Церковь, в которой он может приобщаться к нетленной Жизни, принимая в себя Самого Христа. Какие тут ещё нужны чудеса? Для чего и с какой целью? Человек – свидетель и одновременно объект величайших Божиих чудес. Чего ему ещё хотеть?

Но, увы, люди хотят. Хотят обновления и мироточения икон, хотят видений и откровений, ждут, что Господь посетит чем-то особенным или от некоего старца услышат доселе неизвестное. Не получая, начинают придумывать, приписывать чудесную природу обычным происшествиям и видеть особый Промысл Божий в житейских пустяках. А главное – верить. Верить в чудеса, совершающиеся на каждом шагу, в исключительный Промысел Божий о заурядном грешнике.

Беда подобной жажды чудес, прежде всего, в том, что человек, постепенно и незаметно, привыкает ждать чуда. Ждать в твёрдой уверенности, что Господь непременно сподобит. Рассчитывать на милость Божию как на что-то, чего просто не может не быть. Только вдумайтесь: сколько тщеславия и гордости должно быть в человеке, чтобы вот так запросто считать себя достойным регулярных, многочисленных чудес! Корень же этого тщеславия в забвении. Если человек забывает о благодарности Богу, о чудесности и неповторимости всего того, что совершил Бог ради его спасения и дал для радости его земного бытия, тогда человеку непременно начинает хотеться большего. О том, что больше уже просто некуда, человек не задумывается. А начинается всё с привычки. Мы вообще легко привыкаем к хорошему. Вот и входит в привычку красота природы, любовь близких, даже Церковь с её Таинствами.   И тогда начинается поиск. Ненужный и бессмысленный поиск чудес. Итог его всегда печален и выбор невелик: либо обольщение, либо разочарование. Либо сначала первое, а затем второе. И ведь никого не обвинишь. Не хочешь разочаровываться – не очаровывайся. Не хочешь заблудиться – не ходи кривым путём. Живи, исполняй заповеди, участвуй в Таинствах Церкви и благодари. Выглядит просто, но такая жизнь уже настоящее чудо.

Хотя не жаждой чудес единой. Есть категория людей, которые ждут чудес вовсе не оттого, что привыкли к «великим и богатым» Божьим милостям. Эти люди, безусловно, верующие, впрочем, есть нечто, во что они не верят и чего предпочли бы не знать. Это – правда жизни.

Правда жизни, как известно, такова, что Бог создал человека по Своему образу, дал ему свободную волю, разум, жизненные силы и саму жизнь. И теперь только от самого человека (и от него одного) зависит, что же эта жизнь будет из себя представлять. Каждый Божий день как по серьёзным поводам, так и по пустякам человек становится перед необходимостью выбора, а, сделав выбор, – перед неотвратимостью ответственности и неизбежности последствий. Если у него хватает веры, терпения и сил, он созидает такую жизнь, как хочется, если ему недостаёт решимости, мужества и твёрдости – живёт как приходится. Но и в первом, и во втором случае неоспоримо одно: выбор человек делает сам (и даже если он пытается уклониться от выбора и предоставляет кому бы то ни было другому возможность выбрать за него, то это решение принимает исключительно он сам), ответственность за него несёт сам и, следовательно, в собственных трудностях и проблемах виноват всегда тоже сам. Конечно, Бог никогда не оставляет человека, Он с готовностью помогает трудящемуся, укрепляет терпящего, умудряет принимающего решение. Но Он не делает за нас то, что мы можем сделать сами. Не решает проблем инфантильного, не выполняет работу ленивого, не принимает решение за слюнтяя и не несёт ответственности за трусливого. 

Вот в эту правду многие, даже верующие люди предпочитают не верить, а кое-кто так и вовсе хотел бы её не знать. Однако правда эта есть, и она работает. Точнее, только она одна и работает. Поэтому всякому не желающему по этой правде жить не остаётся ничего другого, как ждать от моря погоды, а от Бога чуда. Чаять чудесного разрешения проблем, надеяться на вмешательство Бога в ситуацию, запутанную собственной безответственностью, нерешительностью или боязливостью. Просить о даровании работы, лёжа на диване, умолять об устроении семейной жизни, робея в одиночестве…

Увы, таких людей ужасно много. И, что самое трагичное, к нашему брату-священнику они приходят исключительно за утешением, за тем, чтобы пожалели, посочувствовали, вдохновили на дальнейшее бесплодное ожидание чудес. И как же они обижаются, когда их пытаешься расшевелить, пробудить решительность, вселить чувство ответственности, зажечь в них желание. Когда говоришь про воду, не текущую под лежачий камень, и Бога, укрепляющего труженика и игнорирующего молитвы того, кто ждёт, что Бог возьмёт его жизнь в Свои руки и избавит от необходимости выбирать, решать и отвечать. Увы, но это единственная категория людей, которой я не стесняюсь говорить слова, коих от священника никто услышать не ожидает: чудес не бывает. Таких чудес, как ждёте вы, не бывает, быть не может и быть не должно.

А если уж так хотите чуда – возьмите, наконец, жизнь в свои руки. Если вы годами ждали неизвестно чего, то одно это уже будет чудом. И Бог незамедлительно откликнется на вашу решимость. Поверьте, у вас не останется ни малейшего сомнения в том, что Он и в обычной человеческой жизни творит чудеса: чудесно содействуя труженику, чудесно вразумляя делающего выбор, чудесно сопутствуя идущему. 

Протоиерей Владимир Пучков

https://pravlife.org/ru/content/chem-opasna-zhazhda-chudes