ЧЕМ ОПАСЕН САМОВНУШЕННЫЙ ОПТИМИЗМ? Иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О самовнушенном оптимизме и покаянии в свете украинской реальности.

Сегодня Украина переживает тяжелые времена. И, естественно, в этих условиях, как грибы после дождя, то там, то тут, стали появляться разного рода проповедники, «успешные» предприниматели и просто аферисты разных мастей, которые (не бесплатно) обещают нам чудодейственные  средства для решения разного рода проблем и, в первую очередь, с целью преодоления финансового кризиса.

На самом деле все они как один, «под разным соусом» пытаются привить своим последователям так называемое позитивное мышление. Нередко методики этих «прививок» базируются на, казалось бы, диаметрально противоположных принципах: от веры в помощь сверхъестественных сил и слияния с космосом до чистого материализма, граничащего с крайним цинизмом и надеждой только на собственные силы. Но  все же в основе этих методик лежит хорошо известный в психологии  принцип «самовнушенного оптимизма». Суть этого принципа можно выразить следующим образом: стоит вам только поверить в себя, убедить себя в том, что вы талантливы, хороши собой, обаятельны, коммуникабельны, удачливы, как жизнь наладится – и вы, за что ни возьметесь, обязательно добьетесь успеха.

Понятное дело, человек, настроив себя таким образом, перестает видеть свои недостатки. Ведь он хорош собой, умен, остроумен, наделен многими положительными качествами и только ждет подходящего момента, когда его достоинства заметят и оценят окружающие. А если они все еще не замечают их, тогда нужно немного поработать над собой: надеть хороший костюм, правильно подобрать галстук, нанести нужный тональный крем, сделать прическу, как у известной актрисы или певицы, покрыть лаком ногти в нужный цвет – и дело в шляпе.

Согласитесь, все это звучит наивно и больше похоже на психоз или банальную веру в чудеса, нежели на здравый подход. Но тем не менее люди этому верят. Притом массово.
Кстати, еще в начале XX века прекрасный русский писатель А. Куприн четко подметил склонность славянской души к этому позитивному, можно даже сказать «чудодейственному», мышлению (вере в чудеса) в своем рассказе «Мелюзга»:

«Поглядите вы на мужиков. Их может разбудить, расшевелить и увлечь только чудо. Подите вы к мужику с математикой, с машиной, с политической экономией, с медициной… Вы думаете, он не поймет вас? Он поймет, потому что он все способен понять, что выражено логично, просто и без иностранных слов. Но он не поверит от вас ничему, что просто и понятно. Изобретите завтра самое верное, ясное, как палец, но только не чудесное средство для поднятия его благосостояния – и он сожжет вас послезавтра. Но шепните ему, только шепните на ухо одно словечко: «золотая грамота!», или: «антихрист!», или: «объявился!» – все равно, кто объявился, лишь бы это было нелепо и таинственно, – и он тотчас же выдергивает стяг из прясел и готов идти на самую верную смерть. Вы его увлечете в любую, самую глупую, самую смешную, самую отвратительную и кровавую секту, и он пойдет за вами. Это чудо! Пусть нынче его же сосед Иван Евграфов вдруг откашляется и начнет говорить нараспев и в нос, зажмуря глаза: «И было мне, братие, сонное видение, что воплотился во мне древний змий Илья Пророк», – и мужик сегодня же поклонится Ивану Евграфову, как святителю или как обуянному демоном. Он восторженно поверит любому самозванцу, юродивому, предсказателю, лишь бы слова их были вдохновенны, туманны и чудесны».

На мой взгляд, Куприн оказался прав: исходя из событий, которые произошли на Украине за последние два года, можно сделать вывод о том, что значительная часть нашего населения заболела «позитивным мышлением». И дело даже не в том, что большинство украинцев желает присоединения Украины к Евросоюзу. Проблема состоит в том, что нам непременно захотелось жить, как в Германии. И поэтому мы убедили себя в том, что мы европейцы и этого достойны! Такой себе массовый психоз, вызванный всеобщим позитивным настроем на евроинтеграцию. Так же, как и в случае с правильно подобранными галстуком и прической, мы решили, что стоит провести в Украине соответствующие реформы (судебную, административную, медицины и образования и т. д.), как это сразу же даст нам желаемый результат.

Но на деле все получилось так, как всегда, как получается в жизни отдельно взятого человека, настроенного лишь на позитивное мышление. И это естественно – ведь самовнушенный оптимизм и вера в то, что все возможно, – лишь макияж, скрывающий либо душевные неурядицы конкретного человека, либо проблемы в обществе. Если у вас больная печень, тональный крем, конечно, скроет плохой цвет лица, однако внутри и далее будет развиваться болезнь. Так же и в государстве: если экономика государства разрушена, бюджетники получают крохи, то, сколько бы мы ни боролись с коррупцией, сколько бы мы ни занимались люстрацией, сколько бы ни переписывали законы, чиновники все равно не будут жить на нищенскую зарплату.

Вы спросите: к чему все это писать на православном ресурсе? Отвечу: потому, что не нужно заниматься самообманом! Ни в своей личной жизни, ни в жизни общества. Самообман губителен. Именно поэтому, когда я слышу от некоторых псевдопатриотов слова о том, что они верят в лучшее будущее Украины, мне становится грустно. Для того чтобы что-то изменить к лучшему (как в себе, так и в государстве), одной веры мало. Мало не только веры в Украину, а даже веры в Бога! Еще апостол Иаков писал о том, что: «…и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). То есть бесы верят, но остаются бесами, и жизнь их остается бесовской, и живут они в аду. Вот такая вот бесполезная вера.

Чтобы избежать неприятных издержек такой веры, нужно стать реалистом. Конечно, надежде на лучшее следует присутствовать в жизни людей, но базироваться она должна исключительно на трезвом взгляде на жизнь и адекватной оценке ситуации, в которой мы оказались. Мы, люди, не всесильны и не всемогущи. И очень часто обстоятельства бывают сильнее нас. Увы, но жизнь не находится и никогда не будет под нашим полным контролем, как бы сильно мы к этому не стремились. Тем более что все мы смертны и, как говорил один из героев М. Булгакова, «часто внезапно смертны». Этот факт нужно принимать во внимание. Для того чтобы начать менять свою жизнь к лучшему, сначала надо изменить свое сознание не путем игнорирования проблем и недугов (в первую очередь речь идет о душевных недугах), а посредством трезвой самооценки. В православии это называется ПОКАЯНИЕМ!

Именно покаяние знаменует начало пути человека к Богу. На мой взгляд, с покаяния должно начаться и возрождение нашей страны: «Слово “покаяниеˮ не очень точно выражает это состояние христианской души, обращающейся к Богу; греческое слово “метанойяˮ означает в буквальном смысле “перемена мыслейˮ, “изменение умаˮ… Такое состояние души противоположно самодовольству, духовному мещанству… Покаяние, говорит святой Исаак Сирин, всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение» (1).

Если иллюстрировать это состояние духовной трезвости на примерах из мира плотских реальностей, всем все будет понятно: например, когда мы приходим к врачу, то не хотим, чтобы тот нас обманывал. «Доктор, скажите правду, какой бы горькой она ни была!» – просим мы. И это правильно, ибо вовремя узнав реальное положение дел, можно начать эффективное лечение и тем самым добиться положительного результата. Но когда речь заходит о душе, тут нам почему-то нужен сплошной позитив, нередко доходящий до самообмана? Часто случается, что уже и замечание никому сделать нельзя. Т. е. человек несет, например, откровенную ахинею в отношении Церкви и христианской веры, ни одной книжки, ни одной статьи по этой теме не прочитал, а претендует на эксперта. А когда вы сделаете ему замечание, он скажет, что это у вас гордыня и вообще замечания делать нехорошо.

Вот так и засасывает такого человека в омут заблуждений и проблем. К сожалению, в омуте проблем может оказаться и целая страна, граждане которой твердо убеждены в своей исключительности («мы этого достойны») и свято верят в то, что им все и всё должны. Ккстати, как показывает наша действительность, особенно легко убедить в этом неокрепшие молодые умы. Ведь потом их можно использовать в своих целях.

А для того чтобы не быть обманутым, нужно понять, что никто за нас ничего не сделает. Ни в нашей личной жизни, ни тем более в жизни государства. Даже Бог не может спасти и изменить нашу жизнь к лучшему без нас. Об этом еще в IV веке предупреждал христиан свт. Иоанн Златоуст. Его наставление  не потеряло актуальности и по сей день. Другое дело, что наши усилия, предваренные трезвой оценкой (покаянием в своих грехах), должны носить не революционный, а эволюционный характер.

Многим священникам нередко приходилось наблюдать ситуацию, когда  только что воцерковленный человек вдруг в одночасье кардинально меняет свою жизнь, не считаясь с окружающей его реальностью, нанося тем самым серьезный вред и самому себе, и окружающим. Подобная перемена в жизни аналогична той ситуации, когда, желая исцеления от болезни, вы приняли бы сразу месячную норму лекарств. Понятно, что в таком поступке нельзя обнаружить ничего, кроме болезненной, гипертрофированной самонадеянности и недоверия врачу (которое зачастую может быть вызвано отчаянием). В духовной жизни это называется недоверием Богу. Собственно в этом (т. е. либо в излишней самонадеянности, либо в отчаянии) и заключается революционный, и поэтому ложный, путь. Эволюционный путь духовной жизни в христианстве предполагает признание своего бессилия в деле спасения (т. е. отрицание самонадеянности) и одновременно доверие к Спасителю Христу, что само по себе исключает отчаяние.

«Начало обращения ко Христу, – пишет свт. Игнатий Брянчанинов, – заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду во Спасителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния».

Покаяние нужно нам всем и каждому человеку в отдельности для того, чтобы отвлечь свой взор от внешних обстоятельств и заглянуть внутрь себя. Это позволит нам увидеть истинные причины наших неудач и разочарований, перейти от поверхностного «оптимизма» к реальному созиданию своей жизни, созиданию, которое в церковной традиции названо «синергией» – сотрудничеством человека с Богом.

Этот же принцип синергии является действенным и в жизни государства. Невозможно построить нормальную жизнь в стране, где люди разобщены, где граждане нетерпимо относятся к мнению оппонента, где ложь оправдывается революционной целесообразностью, где власть ненавидит людей, а люди власть. «…Всякое царство, разделившееся само в себе опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25), – говорит нам Спаситель в Евангелии.

Чтобы дом устоял, всем нам нужно научиться слушать друг друга, перестать лгать и постоянно искать врагов, прекратить делить людей на полноценных украинцев и второсортных, на истинных патриотов и не очень истинных. Наши усилия должны быть направлены на созидание, а не на бесконечную борьбу «против». Увы, Бог не сможет спасти нас без нас. А для того чтобы Он нас спас, а вместе с нами спас и нашу страну, нам следует обратиться к Евангелию и понять, что главный враг сидит в каждом из нас. И пока мы будем считать себя чуть ли не святыми, достойными всех наград, всех благ земных и небесных, пока мы будем искать внешних врагов, ничего хорошего у нас не получится. Именно поэтому самовнушенный оптимизм – не лучший способ решения проблем.

Ссылки:

1. Лосский В. Н. Боговидение. – М.: «АСТ», 2003. С. 271.

http://pravlife.org/content/chem-opasen-samovnushennyy-optimizm