ЧЕЛОВЕК: ОБРАЗ БОЖИЙ ИЛИ ПРАХ ЗЕМНОЙ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Рассуждает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

Для многих людей приведенные выше две характеристики человека являются несовместимыми. Но только не для православных. Ведь православные в своем представлении о человеке руководствуются прежде всего Священным Писанием и Преданием Церкви. А Библия с первых своих страниц говорит нам о том, что человек – это завершение Божия творения, его венец, который включает в себя два мира: мир видимый, материальный, и мир невидимый, духовный. Так, преподобный Анастасий Синаит отмечает: «И творит (Бог) живое существо, словно некий смешанный мир, сродный обоим мирам и состоящий, с одной стороны, из нетелесной, бессмертной и нетленной души, а с другой – из вещественного и зримого тела». Именно поэтому многие святые отцы и богословы называли человека не иначе как «связкой миров» или «сокращенным конспектом Вселенной», подразумевая под данными словами именно соответствие человека как материальному, так и духовному миру.

О высоком предназначении человека хорошо говорит преподобный Антоний Великий: «Для человека создал Бог небо, украшаемое звездами, для человека создал Он и землю». Но при этом, по мысли святых отцов, сам человек тоже создается с определенной целью. Святитель Игнатий Кавказский пишет: «Как небо и землю Бог создал для обитания человека, так тело и душу человеческую Он создал в жилище Себе».

В то же время Бог, предвидя грядущее падение людей еще до их сотворения, создает человека особым образом. Так, если при сотворении животных Бог повелевает воде или земле произвести «душу живую», то с человеком всё происходит несколько иначе. Книга Бытия повествует: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Комментируя данный стих, многие толкователи Священного Писания невольно задавались вопросом: почему человек, будучи предназначенным стать венцом и владыкой всего творения, творится именно из праха, а не из какого-либо более благородного вида материи? В частности, Блаженный Августин в одном из своих сочинений задает такой вопрос: «Почему Бог сотворил человека из праха? Разве не было у Него лучшей, небесной материи, что Он сотворил хрупкое смертное существо из земной грязи?»

Высказанное Блаженным Августином недоумение святыми отцами и, прежде всего, самим Августином разрешалось практически единогласно: таким действием, то есть созданием человека именно из праха земного, доказывается всемогущество Бога, Который способен даже из праха как самого ничтожного материала создать самое прекрасное и лучшее свое творение. С другой стороны, тот факт, что человек создан из праха земного, должен послужить самому человеку непрестанным напоминанием о его происхождении, о его тварности, а значит – должно стать некой «вакциной» от греха гордости и упоения собственным величием. Преподобный Иоанн Дамаскин так и говорит: Бог сотворил плоть человека из праха в предупреждение гордости.

Таким образом, мы видим, что для Бога человек всегда был и навсегда останется особым творением. Творением, в которое Он заложил частичку Самого Себя, соделав его Своим образом, главная цель которого состояла в том, чтобы достичь богоподобия.

https://pravlife.org/ru/content/chelovek-obraz-bozhiy-ili-prah-zemnoy