ЧЕЛОВЕК КАК ВЕНЕЦ БОЖЬЕГО ТВОРЕНИЯ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово епископа Сильвестра (Стойчева) ректора Киевской духовной академии и семинарии.

Античные представления о человеке, несмотря на их некоторую схожесть с христианскими, имеют отличия. Для последних характерным является акцент на человеке, на его особом положении в космосе, античная же мысль сосредоточена на космосе, его гармонии и красоте. Человек только часть этой вселенной, и он полностью детерминирован в своей жизни, некий заложник судьбы. Можно сказать, что в античном представлении человек лишь зритель мировой гармонии, тот, кто получает эстетическое удовлетворение от красоты вселенной.

По удачному выражению свящ. Павла Флоренского: «Человек есть сумма мира, сокращенный конспект его». Таким образом, в святоотеческом богословии также присутствует идея о человеке как микрокосмосе. Однако, в отличие от античных философов, отцы настаивали, что подлинное достоинство человека обусловлено все же не его схожестью с тварным миром, а его сродностью с Богом, так как человек создан «по образу и подобию ». Именно в этом залог величия человека, который, являясь частью космоса, все же свободен от него.

Писание подчеркивает особенность человека уже повествованием о том, что созданию человека предшествует совет Пресвятой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Следует отметить, что в данном контексте совет не должен пониматься как некое обсуждение мнений или пожеланий несколькими личностями. «Совет» – это волеизъявление Троицы единосущной и нераздельной не только сотворить человека; он касается и Самого Бога, Который в акте творения человека одновременно как бы соглашается и на Свое Воплощение и Страдания.

В Писании также сказано, что человек создан последним в ряду творений. Святые отцы полагают, что такая хронология творения знаменует высшее достоинство человека, его царственное положение в иерархии созданных существ.

Монастырский вестник Украины