ЧЕЛОВЕК, ИДУЩИЙ ПО ВОДАМ. Митрополит Калужский и Боровский Климент

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Почему Господь нередко медлит, не спешит на помощь, несмотря на наши молитвы? Апостол Павел пишет, что сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12, 9). Это означает, что Бог начинает действовать, когда человек, отложив свою самость, осознает свое бессилие. Так было с апостолами, плывущими посреди бури: Господь не вмешивался, пока у них – исконных рыбаков, вся жизнь которых была связана с водной стихией, жила в душе уверенность, что они справятся сами. А когда ученики поняли, что своих сил им не хватает, приходит Христос и совершает чудо.

Так и в жизни любого человека: он должен дойти до предела своих возможностей, увидеть собственную ограниченность, и только потом, за этой невидимой гранью, начинается действие Божие. Пока человек не замечает своей слабости или не придает ей значения, Господь не действует. Человек просто не оставляет Ему места, считая, что сам может все обустроить в своей жизни. Когда же человек видит безуспешность своих действий, несмотря на максимальные усилия, он начинает жаждать помощи от всесильного Господа.

Путь христианина состоит отнюдь не в личном самоутверждении и получении поощрений от окружающего мира. Напротив, это путь осознания ограниченности своих возможностей, которое порождается не пассивностью (я такой немощный, что даже пальцем не пошевелю, пусть Бог за меня все делает), но активными действиями, реальным подвигом. Ведь пока человек не постарается чего-либо достичь, он не узнает меры своих сил.

Когда же человек начинает трудиться над исправлением внешних и внутренних проблем и умолять: «Господи, Ты видишь мое сердце, видишь, что я делаю всё, что могу. Прошу Тебя, сделай то, что я не в силах сделать!» — тогда вступает в действие синергия: соработничество Бога и человека. Человек своими ограниченными силами делает все для него возможное и тем доказывает свое произволение, а Господь довершает то, чего сам человек сделать не может. Наглядный пример — чудо в Кане Галилейской. Христос мог бы сделать так, чтобы вино в сосудах не иссякало, – вспомним, как Он напитал пятью хлебами пять тысяч человек, – но, тем не менее, Он повелел служителям исполнить, что было в их силах: наполнить сосуды водой. Когда же люди сделали, что могли, вступила в действие Божественная сила, совершающая то, что не во власти людей.

Как мы помним на Тивериадском озере, апостол Петр просит Христа: «Повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф. 14, 28), — и Господь позволяет. Петр выходит из лодки и ступает в бушующую водную стихию, в темноту, в неизвестность. Это шествие Петра по водам есть образ движения ко Христу любого человека, когда он решается «выйти из лодки» — привычных условий жизни, и шагнуть, как в бездну, навстречу Спасителю.

Путь к Богу — это всегда в определенном смысле риск, и не только во времена гонений, когда за веру во Христа преследуют, сажают в тюрьмы, убивают. В нашей стране все это происходило всего лишь несколько десятилетий назад. А в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии это происходит ныне. По данным организации «Open Doors», в мире ежемесячно за веру гибнет более трехсот христиан, оскверняются и уничтожаются десятки церквей и христианских зданий. Экстремисты практикуют похищения и показательные казни христиан, публикуя в интернете видео в режиме онлайн. И в будущем, если вспомнить предзнаменования завершающей книги Нового Завета, никто не застрахован от гонений за веру, вплоть до физического истребления.

Существует риск и другого рода: оказаться не таким, как все. Когда-то князь Святослав объяснял матери — великой княгине Ольге, почему он не принимал христианство: «Надо мной тогда будет смеяться вся дружина». Для храброго воина страх вызвать насмешки в свой адрес оказался непреодолимым, и он не решился выйти «из лодки» — привычных условий своей жизни.

Но оставаться христианином на деле еще труднее и рискованнее, нежели ступить на этот путь. Риск отношений с Богом заключается в том, что Господь зачастую предлагает человеку то, что не укладывается в рамки земной логики. Самый яркий пример — жертвоприношение Авраама. Господь повелел ему принести в жертву сына, от которого Он обещал патриарху произвести многочисленное потомство. Авраам не усомнился, пошел исполнить волю Божию, и Господь в итоге все устроил лучшим образом.

Можно вспомнить и беседу Христа о хлебе небесном, под которым Он подразумевал Себя: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51). После этих слов «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 66), ибо слова Христа не вмещались в рамки их мышления. Подобно персонажу Ф. М. Достоевского Дмитрию Карамазову, воскликнувшему: «Широк, слишком широк человек, я бы его сузил!», отошедшим от Христа ученикам хотелось бы «сузить» Бога. Им не нужен был Тот, Кто пришел даровать им жизнь вечную в Царстве Небесном, а лишь тот, кто дал бы земное благополучие, комфорт и безопасность.

Когда Христос повелевает Петру сделать совершенно нелогичную вещь — пойти по воде, Петр, не задумываясь, идет. У древних египтян иероглиф, изображающий человека, идущего по воде, обозначал совершенно невероятное, невозможное. Иисус Христос, позволяя Петру идти к Нему по воде вопреки всем земным законам, показывает нам, что, если доверять Богу, то человеку возможно все.

Источник: Вечерняя Москва