Чего ждет Христос от приходящих к Нему? Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Евангелие пятницы (Лк, 8 зач., 2, 25—32)
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
 
В праздник Сретения Господня Церковь показывает нам, с каким смирением и любовью встречает Христос всех приходящих к Нему. И чего Он ждет от всех. Совсем не случайно в Евангелии, описывающем событие Сретения, многократно говорится об «исполнении Закона». Будучи Сыном Божиим, Христос следует человеческим законам. В этом глубина и истинность Его Воплощения. Он не требует для Себя никаких преимуществ, Он поступает «как все». Ничто не отличает Его от обыкновенных людей.
 
Святая Церковь без конца размышляет об этом непостижимом смирении, которое апостол Павел называет «истощанием», «уничижением» (Флп. 2, 7). Христос — не исключение ни в чем. Он на самом деле принимает обыденные труды и скорби нашего человеческого существования, неприметное, не знающее славы служение.
 
Матерь Божия и праведный Иосиф Обручник приносят Младенца в Храм. Мы переворачиваем последнюю страницу Ветхого Завета. Ветхий Завет заканчивается исполнением Моисеева Закона над Богомладенцем. Господу не нужен будет больше Иерусалимский Храм, Он сможет даже разрушить его (Лк. 19, 44). Но сегодня Сам Бог лично пришел в Храм, чтобы занять Свое место в нем. Это «возвращение Славы Господней посреди Его народа», возвещенное пророком (Мал. 3, 14). Но как приход Бога потрясающе неожидан! Бог никогда не приходит так, как Его ждут.
 
И вот встреча с Богом. Человека именем Симеон, который был праведен и благочестив. И женщины, именем Анна, вдовы восьмидесяти четырех лет, которая, не отходя от Храма, служила Богу день и ночь. Нам странно слышать, хотя это совсем неслучайно, что встречают Бога не официальные духовные вожди богоизбранного народа, не священники, не книжники. Но узнают Его простые бедные люди. В лице этих двух представителей «малых сих», ничего не имеющих на земле, которых любит Бог, все святое человечество выходит навстречу своему Спасителю. Здесь уже все Евангелие! И это было возвещено пророками: «Я оставлю народ смиренный и простой», «малый остаток» (Ис. 16, 14).
 
Праведный Симеон и Анна пророчица представляют этот народ Божий. Они старые, они относятся к такой категории людей, которых обыкновенно не принимают в расчет (Сир. 3, 13). Более того, Анна — вдова, и на библейском языке это означает, что она — воплощенная бедность. Потому что она потеряла все, что могло бы дать ей какое-либо место в обществе, где только муж имел юридические права.
 
Будем молиться сегодня, чтобы Господь научил нас быть нищими духом, и мы могли узнать Его присутствие в той видимой нищете, за которой Он скрывает Себя. Старец Симеон взял Младенца на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Мы слышим его пророческое слово о Христе Господнем, о спасении, уготованном для всех людей, о свете во откровение языков, о славе Израиля.
 
Бог действует непостижимым образом, неожиданно. От Него естественно ждать явления в славе и силе. А здесь — Младенец. Он еще даже не может стоять, Его нужно нести на руках. Но только Он может открыть нам духовные очи верою, Духом Святым, о Котором снова и снова напоминает нам в этот час слово Божие (Лк. 2, 25—27). Духом Святым мы можем увидеть присутствие Бога, когда другие не видят Его. Для этого надо быть нищим духом. Вера — явление такой нищеты, когда видят, не видя (Ин. 20, 21). Однако, несмотря на видимую малость Младенца (и мы думаем о Хлебе, под видом которого мы приобщаемся Бога за литургией), мы слышим торжественное исповедание Его величия. Два нищих человека дают Ему именования, превосходящие все. Этот спеленутый Младенец — поистине Слово, Которое стало плотию, Он — Христос Бог, Он — спасение всех людей, Он — слава, избавление Иерусалима. В праздник Сретения мы должны более всего молить Господа о даре веры.
 
«Иосиф же и Матерь Его, — слышим мы в Евангелии, — дивились сказанному о Нем». Это значит, что вера их открывается на новой глубине. Несмотря на великие утешения, которые они уже получили от Господа, Божия Матерь и праведный Иосиф Обручник снова исполняются изумления, слушая старца Симеона. Это событие наполняет их веру новым светом. И позднее, когда уже двенадцатилетним Отроком Он будет беседовать с учителями Израиля, они снова изумятся Ему. Путь веры — всегда новое узнавание Господа, и душа человека, встретившая Христа, будет только молиться о том, чтобы Он не переставал удивлять ее. И чем дальше мы будем идти навстречу Христу, тем больше будем изумляться дару Его любви.
 
Божия Матерь и праведный Иосиф Обручник пришли с Младенцем, чтобы представить Его пред Господа и принести за Него в жертву то, что полагалось по Закону. Так определяет слово Божие событие, совершившееся в этот день в Храме Иерусалимском. Так определяла с самого начала Церковь суть жизни христианина. «Умоляю вас, братия, — говорит апостол Павел, — представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего (Рим. 12, 1).
 
Матерь Божия и праведный Иосиф Обручник приходят в этот день в Храм, как бы заранее совершая то, что Сам Христос совершит на Тайной Вечери и на Кресте. И то, что мы, христиане, призваны совершать за каждой Божественной литургией — приносить нашу жизнь Ему в любви. Чтобы приблизить нас к пониманию этой пасхальной тайны, слово Божие напоминает нам о событиях Священной истории: «Всяк мужеский пол, ложесна разверзаяй, свят Господеви наречется» — да будет посвящен Богу, — как сказано в книге Исход (Исх. 13; 2, 12, 15).
 
Мы слышали на паремии о происхождении этого обряда. Народ Израиля был в рабстве в Египте. Тогда за нечестивое упорство фараона Бог умертвил всех перворожденных в этой стране (Исх. 11, 4—6). Жертвенная кровь пасхального агнца отметила двери домов иудеев знамением спасения, видя которое ангел-губитель проходил мимо. И в воспоминание дня искупительного освобождения, каждый перворожденный в Израиле должен был принадлежать Богу. Надлежало искупить его, прежде чем младенец мог быть отдан родителям. Это было поразительное знамение — новорожденный принадлежит Богу, посвящен Ему.
 
Богомладенец Христос посвящен Богу в полноте. И сороковой день, когда это совершается, — время полноты. На сороковой день завершится время Пасхи, Господь вознесется на небо, и прекратится чувственное присутствие Его на земле. Поистине все Евангелие — здесь. И это событие произойдет тоже в Иерусалиме (Лк. 24, 47—52). В таинстве нашего крещения — было ли оно в младенчестве или в зрелом возрасте — мы были посвящены Господу. Сознаем ли мы, что мы — не свои, что мы куплены дорогою ценою, как говорит апостол?
 
И еще одна подробность. Божия Матерь приходит в Храм с нищенским приношением — двумя горлицами (или двумя птенцами голубиными), потому что Она не имеет возможности принести больше. И нам внезапно открывается первая заповедь блаженства в свете Ее любви: «Блаженны нищие, ибо их есть Царство Небесное». Для посвящения Богу не требуется исключительных дарований. Все люди, как бы ни были они бедны, — достойны Бога. И должны быть посвящены Ему. И прежде всего те, кто ничего не имеет. Они находятся под особым покровом Божией Матери. В этом смысле они уже священны. Как мы относимся к ним?
 
И, наконец, пророчество праведного Симеона: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в знамение пререкаемое». Христос будет знамением, и знамением пререкаемым. Знамением, которое можно не принять. Бог не хочет никого принуждать. Он дал нам свободу. Его «знамение любви» может быть отвергнуто. И Он не нуждается в рабском лицемерном поклонении. Потому каждому человеку, без исключения, жизнь дается для того, чтобы он мог определиться в своем отношении ко Христу. Господа можно отвергнуть, и это будет гибелью, падением в бездну. И можно принять Его, и это будет спасением, светом.
 
В праздник Сретения Господня мы уже стоим перед Страшным Судом, перед Творцом, Избавителем и Судией, Который отделит одних от других на вечные времена. Он дает нам сегодня эту встречу, чтобы мы знали, что свет ее никогда не погаснет, но будет расти. И вся жизнь наша, после того, как мы однажды избрали Господа, должна быть приобщением тайне этого света — в нищете до конца и в ответной отдаче себя Ему.