Бывают странные сближенья… Ольга Немчикова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Icons_Saints_12 (1)

Христианская Церковь знает множество «парных» святых. Это и супруги Петр и Феврония, и братья Борис и Глеб или Кирилл и Мефодий, и даже не знакомые друг с другом при жизни Зосима и Савватий Соловецкие. Еще одним примером неразрывно связанных между собой имен являются святые мученики Киприан и Иустина. Их история, как часто случается в первые века жизни и становления Церкви Христовой, началась с активного и глобального, непримиримого противостояния языческого жреца и христианской девицы. Закончилась их жизнь —  уже житие! —  вместе, оба они были «по одну сторону баррикад».

Считается, что и Киприан, и Иустина были родом из Сирии, из города Антиохии. Интересно, что даже в их дохристианской жизни есть общие черты: Иустина была дочерью знатного и довольно известного языческого жреца Едесия, а Киприан в детском возрасте был отдан своими родителями именно в обучение жреческим языческим премудростям. Он очень преуспел на этом поприще, продолжая обучение и у священной для античных греков горе Олимп, и в городах Аргос и Лакедемон, где научился насылать громы и молнии, губить виноградники, наводить иллюзии и поднимать мертвые тела. Посетил Киприан и египетский Мемфис, а завершающим аккордом его обучения стала халдейская премудрость чтения звездного неба. С таким багажом знаний и умений Киприан возвращается в родную Антиохию – и тут на сцену выходит Иустина.

К моменту возвращения Киприана, дом семейства Иустины уже давно был известен своим христианским благочестием. Дело в том, что однажды, просто сидя у окна своей комнаты и с интересом разглядывая улицу, будущая святая услышала слова проходившего мимо диакона, который беседовал с кем-то о спасении, о вочеловечении Христа, о чуде Его рождения, о том, как Он жил и учил, как умер, воскрес и вознесся к Отцу. Иустина была поражена этим рассказом, она пожелала как можно больше узнать о том, что услышала всего лишь мельком.

ib2196Девушка стала тайно посещать церковь и слушать проповеди. Постепенно она не только окончательно утвердилась в новой вере, но и смогла убедить в ее правильности и свою мать Клеодонию, и отца-жреца Едесия, которому даже приснился чудесный сон: ему явился Христос и призвал к Себе, пообещав Царство Божье. После этого Едесий уже не сомневался, и на следующий день он вместе с женой и дочерью отправился к христианскому епископу, который их крестил и впервые в их жизни приобщил Святым Тайнам. Довольно скоро бывший жрец стал пресвитером, а его дом прославился среди христиан: земной путь Едесия после крещения был недолгим, всего несколько лет, но по-хорошему заметным и ярким.

И вот в такой-то дом решил проникнуть с блудными намерениями один знатный и богатый молодой человек по имени Аглаид. Он увидел девицу Иустину, когда она шла в церковь, и воспылал к ней неистовой страстью. Для начала, ничуть не смущаясь, он откровенно предложил ей любодеяние, что Иустина с негодованием отвергла. После этого распаленный похотью Аглаид преследовал девушку повсюду, восхвалял ее красоту и чистоту, не забывая время от времени повторять свое предложение. Наконец, видя, что девица совершенно неприступна, он решил даже остепениться и сделать Иустину не просто мимолетной утехой юности, но законной супругой, честь по чести позвав ее замуж. Уже не с таким негодованием, как раньше, Иустина все же отвечала отказом:

— Мой жених – Христос, я служу Ему и для Него храню мою чистоту.

Аглаид распалился еще сильнее и решил не останавливаться ни перед чем. Собрав компанию своих друзей, он попытался похитить девушку, для чего подстерег ее на привычной дороге в церковь. На крики Иустины сбежались соседи и, хорошенько намяв наглым юнцам бока, спасли молодую красавицу от бесчестья.

Юноша отправился к недавно вернувшемуся в Антиохию Киприану, чья слава жреца, способного на многое, гремела далеко за пределами города. Аглаид пообещал язычнику огромную награду, если тот поможет в утолении его страсти. Киприан, привыкший к тому, что ему, благодаря бесовской помощи, возможно всё, пообещал влюбленному, что совсем скоро его желания будут исполнены, а предмет его страсти сама будет умолять Аглаида принять ее любовь. Однако сколько ни насылал он на Иустину разных бесов, пробуждавших в ней непривычные откровенные помыслы и желания, успеха не имел.

Так, однажды святая встала на ночную молитву и вдруг почувствовала, как ее раздирает плотским желанием, а перед внутренними очами стоит образ ее докучливого поклонника. С удивлением и стыдом девица обратилась к своему Небесному Жениху, говоря: «Господи Боже мой, сохрани овцу Твою, добрый Пастырь, не предай на съедение зверю, ищущему поглотить меня, даруй мне победу на злое вожделение моей плоти». Посрамленный бес отступил и вернулся к Киприану, который был вынужден прибегнуть к услугам более сильного беса, но и тот не преуспел в деле соблазнения Иустины. Ни насылаемые блудные помыслы, ни якобы благочестивые женщины, приходящие беседовать с девушкой о целомудрии, а на самом деле посылаемые Киприаном, ни что другое не могло поколебать ее неприступности.

51-11-02-0003

Бедный язычник никак не мог понять, что происходит, почему его могущество все время оказывается бессильным. Он устроил бесам настоящий допрос, в ходе которого те были вынуждены признать, что больше всего на свете боятся крестного знамения, которым и побеждает их раз за разом отважная девица. Потрясенный Киприан задумался о том, какой же силой обладает Христос, если, даже просто с верою перекрестившись, уже можно отогнать от себя могущественного беса, однако предпринял еще несколько попыток победить неизвестного ему доселе Бога и верующую в Него девушку.

Для начала он послал беса в образе Иустины к Аглаиду, чтобы юноша решил, что условие их договора выполнено, и Киприан заслужил награду. Однако стоило влюбленному радостно воскликнуть: «Ты пришла, прекрасная Иустина!», как бес моментально исчез, потому что не смог вынести даже упоминания имени святой. Все последующие попытки превратить  Аглаида в птицу и в таком виде отправить в дом к девушке, или Киприану принять облик достойной дамы и попасть внутрь, не имели успеха.

Но и это не заставило жреца успокоиться и смириться: он наслал мор не только на семейство и родственников девицы, но и на весь город – а заодно был запущен слух, что эта беда постигла жителей из-за гнева Киприана на Иустину, которая отказывает в своей любви достойному молодому человеку. К святой пришла целая делегация, умолявшая ее уступить ухаживаниям юноши ввиду такой серьезной опасности, но невеста Христова утешила пришедших и твердо пообещала, что их страдания вскоре прекратятся. Действительно, по ее молитве мор прекратился, горожане стали восславлять Спасителя и потешаться над Киприаном, который наконец-то задумался о том, той ли силе он служит. Итогом его размышлений стала отповедь главному бесу, в которой будущий святой воскликнул:

— О, губитель и обольститель всех, источник всяких нечистот и скверны! Ныне я узнал твою немощь. Ибо если ты боишься даже тени креста и трепещешь от имени Христова, то что случится, когда придет Сам Христос?! Отступи от меня, а мне следует умолять христиан, чтобы они меня простили!

09c2ab2d5e21

В ответ на это бес бросился на Киприана и почти задушил его, но бывший язычник перекрестился и воззвал: «Боже Иустины, помоги мне!» — и его яростному противнику пришлось обратиться в бегство. Спасенный жрец собрал все свои чародейские книги и бегом отправился к христианскому епископу и просил его сжечь принесенные книги, а над их владельцем срочно совершить таинство крещения. Вскоре это желание было исполнено, а уже через неделю после крестин епископ сделал Киприана чтецом, через месяц – диаконом, а через год священником.

Девица Иустина, узнав обо всем этом, радовалась и раздавала милостыню, а новообращенный христианин совершенствовался в добродетелях и скоро стал епископом. Он питал самую нежную привязанность к той, кого еще недавно так сильно ненавидел, и многие добрые дела были сделаны Киприаном и Иустиной вместе, их заботами (а к тому моменту он уже сделал девицу настоятельницей монастыря) язычество стало совсем искореняться в тех местах.

kiprian_iustina-01

Естественно, что это нравилось не всем – и вот, на основании многочисленных клеветнических доносов, будущие мученики были вызваны правителем тех мест Евтолмием, который предложил им отречься от Христа. После отказа Киприан и Иустина подверглись многочисленным мучениям, которые стойко претерпели, а потом были отправлены к другому мучителю, в Никомидию. Там их приговорили к смертной казни: Иустине первой отрубили голову мечом, а она была рада не концу своих страданий, но грядущей встрече со своим Небесным Женихом.

Видя ее невинную и светлую гибель, один из присутствовавших по имени Феоктист объявил и себя христианином, после чего, вместе с Киприаном, был казнен. Все три тела на протяжении недели лежали непогребенными, потом благочестивые люди тайно отвезли их в Рим и там похоронили, после чего на их могилах начались чудеса и исцеления, которые продолжаются и до сих пор по вере просящих.

***

Обычной приметой времени (а предание об Иустине и Киприане известно давным-давно, их почитали уже в древней Церкви, несмотря на то, что они сами жили на рубеже III и IV веков) является то, что львиная доля жития принадлежит Киприану, а Иустина, несмотря на то, что история крутится вокруг нее, существует словно на вторых ролях. Парадокс в данном случае в том, что это ничуть не мешает полному и целостному восприятию образа святой девицы, не затушевывает и не скрадывает никаких красок из красоты и величия ее жизни. Наверное, это и есть образец неразрывности двух житийных историй, дополняющих друг друга до единого целого.

http://www.matrony.ru/byvayut-strannye-sblizhenya/