Быть верными своей миссии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Быть верными своей миссииСтатья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 7, 2014).

Начнем, пусть даже кому-то это покажется странным, с футбола. 9 июля состоялся интереснейший и неожиданный по результатам полуфинальный матч чемпионата мира: сборная Германии обыграла бразильцев с невероятным для такого рода поединков счетом 7:1. Практически равные по силе команды пришли к беспрецедентному в истории результату. Причина — не в подготовке футболистов, не в деньгах, которые стоят за сборными, не во влиятельности стран, а в состоянии человеческой воли. Произошел психологический поединок. Начав игру с двух голов, немецкая сборная психологически подавила соперника, а тот растерялся и оказался совершенно деморализован. Да, во втором тайме бразильцы собрались и на последней минуте основного времени забили гол престижа, но поделать со своим душевным состоянием ничего, по большому счету, не смогли.

Так бывает и в отношениях людей, народов и цивилизаций. Начав терпеть поражения или даже просто утратив «прогресс», как его понимают те или иные творцы общественных настроений, нация может оказаться подавленной, внутренне парализованной, лишенной воли, обреченной на то, чтобы играть по чужому сценарию. Как бы ни было нам тяжело от многих унижений и поражений последних десятилетий, волю к жизни и к победе нельзя терять ни в коем случае, помня, что лучше с честью проиграть, борясь до конца, чем сдаваться на милость победителя. Это особенно важно тогда, когда речь идет о защите веры, которая дает возможность причастности к вечной победе. Потеря же свободы и веры приводит к поражению и в этой жизни, и в будущей. Это нужно ясно понимать нашему народу и его лидерам, так же как и исторически союзным с нами народам.

Говоря о воле к победе, подчеркнем, что православные — люди мирные. Они никому не желают зла, никого не пытаются подчинить своим установкам и правилам через силу и давление. Мы много раз предлагали диалог цивилизаций, мягко напоминая при этом, что не готовы жить по законам западной псевдодемократии, шариата или любого другого внешнего для русской цивилизации порядка. Мы, конечно, признаем право других людей жить по законам западного мира, по шариатским правилам и так далее, однако настаиваем на том, что формы устройства государства, общества, экономики, политики могут быть разными. Должен уважаться и разный выбор людей. Об этом, в частности, много раз говорил Святейший Патриарх, обращаясь к властям и народу Украины. Впрочем, нам пытаются вместо диалога предложить конфронтацию, навязывая где-то западную политическую модель, а где-то шариат при помощи силы и политического шантажа.

Интересно высказался на эту тему несколько дней назад муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов: «Для американцев нет абсолютно никакой разницы, кого поддерживать, их политика представляет собой полное лицемерие и цинизм. Сначала они поддерживали Ирак, втянув его в долгосрочную войну с Ираном, потом сами разбомбили Ирак, создав предпосылки для развала и хаоса, а теперь поддерживают Иран, направляя его в сторону суннитов Ирака. Очередным актом этой ближневосточной драмы были события в Сирии, где они поддерживали всех, кто мог стрелять… Остается надежда на Россию. Если она сумеет показать себя страной, к которой прислушаются арабы, да и не только они, это может полностью изменить ландшафт событий… Только Россия может остановить эту кровавую вакханалию, потому что больше в этом никто не заинтересован. Она сама стоит перед большими проблемами и серьезными вызовами, но выбор необходим. Наша страна, при всей неопределенности ее внешней политики, наделена миротворческой миссией свыше и должна осознать свое особое положение. Она должна показать арабам и остальному миру ту Россию, которую они ждут и которую боится увидеть Запад».

Мы не должны предавать ни своей миссии, ни своего духовного и общественного выбора, ни тех людей, которые смотрят на нас с надеждой. Нам не нужно слушать людей, которые «провидящим говорят: "перестаньте провидеть", и пророкам: "не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева"» (Ис. 30:10-11).

И если вместо диалога нам предлагают тотальный конфликт, то и в этом случае нам не нужно ничего бояться, помня о силе Божией, о том, что и в нашем испорченном грехом мире правда Христова не может не найти путь к сердцам людей, если мы о ней прямо свидетельствуем — словом и делом.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3686441.html