Быть или иметь, вот в чем вопрос. Протоиерей Игорь Рябко
Проповедь на отрывок из Евангелия, читаемый в храмах в воскресный день недели 12-ой по Пятидесятнице.
«Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» – спрашивает у Христа богатый юноша. С этих слов начинается Евангельское воскресное чтение. «Какое количество добрых дел и каких именно будет достаточным для того, чтобы войти в Царство Божие?» «А если их будет совершено больше, чем нужно? Как с этим быть?»
«О, сверхдолжные заслуги! Мы знаем, как ими правильно распорядиться. Перепродадим с выгодой для себя грешникам, у которых их не хватает», – с оживлением ответят некоторые западные богословы. Так, идя по рынку и указывая пальцем на товар, мы спрашиваем у продавца: «По чем?» Тот же вопрос задает Христу и богатый юноша: «По чем Царство Божие? Сколько надо заплатить?»
Но вопрос стоит иначе. Речь идет не о том, что нужно сделать, а каким необходимо стать, чтобы войти в вечную жизнь. Царство Божие нельзя купить, ему можно только соответствовать. И разница здесь такая же, какая существует между зрителем, покупающим билет на соревнование по Олимпийским играм, и самими участниками этих игр. Все вошли на один и тот же стадион, но через разные двери, и место в этом сооружении у каждого будет соответственно у каждого свое.
Спортсменом тяжелее стать, чем зрителем. Для второго, чтобы прийти на игры, нужны лишь денежные средства и желание, а для первого – знания, умения, навыки и долгие годы тренировок. Такая же разница между тем, кто является по своей сути христианином, и тем, кто только считает себя за такового, не имея для этого никаких оснований.
Духовно неподготовленным людям сложно понять даже самые простые истины, изложенные Спасителем.
Духовно неподготовленным людям сложно понять даже самые простые истины, изложенные Спасителем. Для возрастания в вере необходимо накопить добродетели, укрепляющие душу во благе и решительности. Практическая сторона начальной стадии спасения – это укрощение страстей аскезой и исполнение Евангельских заповедей. Далее к этому начинает добавляться непрестанная молитва, очищающая ум и сердце. Плодом этой молитвы будет дарование духовного рассуждения, которое приводит человека к приобретению подлинного понимания, каким образом нужно приступать к непосредственному постижению Истины. Потому что только Она может пробудить человеческий дух своей благодатью, уподобить нас Христу и соединить с Ним в Благодати Святого Духа.
Этого невозможно достичь, следуя исключительно доброделанию, без того, чтобы предаваться уединенной внимательной молитве и созерцанию. В конце этого пути христианин приходит к состоянию, которое словами описать невозможно. Оно находится за пределами всяких определений и самой умственной деятельности. В нем упраздняются любые накопленные в течении жизни знания, потому что человек постигает все вещи такими, какие они есть с помощью благодати.
В этом неизменном состоянии богопостижения человек и сам уже становится неизменным. Будучи единым с Бессмертным, он сам становится бессмертным. Не имея мыслей, он пребывает в мудрости. Не создавая в себе понятий, находится в Божественном блаженстве. Не впадая во тьму помыслов, озаряется нетварным Светом. У него уже нет вопросов к Богу, потому что в его сердце пришла сама Истина (Иова 42: 5-6). Это и есть радость, невыразимая словами, недоступная для мыслей, которую у него никто не может отнять (Ин. 16:22). В ней спрятаны истоки духовного совершенства, о ней невозможно рассказать, ее нельзя описать, от нее уже некуда идти. «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь сделаем здесь три кущи…» (Мф. 17:4)
Когда христианин достиг Христа, он достиг предела всех своих действий, потому что теперь в нем действует Христова благодать.
Когда христианин достиг Христа, он достиг предела всех своих действий, потому что теперь в нем действует Христова благодать. Ум, душа, дух – все становится единым, освящаясь и соединяясь с Богом. В преображенном человеке нет рассеянности ума, нет сердечных страстей, нет рассудочного мышления, обманывающего ум и сердце. В нем живет только дух, просвещенный Божественной Любовью и Мудростью, который «все терпит, все любит, все обнимает и всему верит», знает все, что ему нужно знать от Бога. Таково истинное богопознание.
Выйдя за пределы орбиты кружения мыслей, подвижник обретает свободу в Духе Святом, обретает чистоту сердца в благодати, обретает мудрость в духовном рассуждении. Постигнув Бога, он попадает на свою родину, возвращается к себе домой. Не размышления о Боге, а прямое постижение Бога приводит человека к этому счастью.
«Что сделать, чтобы иметь жизнь вечную?» – спрашивает у Христа богатый юноша. Но, что есть эта жизнь вечная? Понимал ли он сам, когда задавал этот вопрос? Или же, как и многие из нас, представлял вечную жизнь по образу и подобию мирского счастья, этого несбыточного мифа, придуманного нашим воображением?
Жизнь вечная – это созерцание славы Христовой, а не мимолетных земных вещей, которые рассыпаются на глазах. Это обретение духовной свободы в благодати, а не рабство преходящему и тленному. Жизнь вечная – это блаженство насыщения Духом Святым и неизреченная, ни с чем не сравнимая, вечная непреходящая радость. Купить ее можно только одной ценой – заплатив за нее самим собой, не оставив для себя даже крохи.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/82535-byty-ili-imety-vot-v-chem-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии