Будут ли лошади заботиться о нравственности, или самый быстрый способ вернуть популярность

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Действительно ли Невзоров ненавидит Церковь? Действительно ли ему обидно за граждан, которых «обманывают» церковники, продавая им свечки в 1500 раз дороже себестоимости? В самом ли деле Александр Глебович боится, что монахи снова начнут сжигать книги? Я не верю в это. На идиота Невзоров не похож. На человека, у которого сердце разрывается от несправедливости и жалости к ближним тоже. Что же тогда движет в прошлом популярным и в прошлом известным телеведущим прошлого? Может быть, жажда вернуть это самое прошлое?  Забытые на Западе звезды шоу-бизнеса, чтобы восполнить утраченную популярность, а заодно и поправить материальное положение, часто приезжают в Россию. Наша страна огромна, и людей в ней так много, что даже фокус-группа фанатов какой-нибудь поп-дивы здесь более многочисленна, чем в любом другом государстве.

Теперь предположим, каким может быть расчет жаждущего возродиться из пепла забвения телеведущего. Как человек осведомленный в социальных вопросах, он не может не знать, что людей православных в России абсолютное большинство (около 80 %). Не все  из этого числа участвуют в церковных Таинствах, но все позиционируют себя как крещеные и верующие. Так что аудитория, которая будет интересоваться человеком, публично высказывающимся о Церкви, что и говорить, есть. Чтобы высказываться о Церкви компетентно, надо как минимум, заняться самообразованием, изучить историю, хотя бы собственной страны, посещать богослужения. Но это долго, трудно и уж совсем не гарантирует возвращения былой известности. Путь, на который встал Невзоров, избрав «критику Церкви» орудием, пробивающим стену забвения, конечно же, намного короче. Такова особенность времени – инвестировать скандальные средства в быстрый рост популярности.

Молодая симпатичная девушка, чтобы привлечь внимание телекамер, уверена, что сначала ей необходимо раздеться; политикам приходиться жениться на манекенщицах; певцам и актерам –  выдумывать о себе (или в самом деле совершать?) что-нибудь отвратительное и пр. Одна знакомая «звезда» на вопрос о том, не стыдно ли о себе «такое» рассказывать, ответила: «Получаешь 50 000 «зелени» за один корпоратив, и стыд как рукой снимает». Но чтобы за корпоративы платили, надо поддерживать себя «в топе».

Так и наш «герой». Что, кажется, можно придумать сегодня более отвратительного, чем ненависть к Церкви? К Церкви, которая в последние двадцать лет только тем и была занята, что утешала, наставляла и поддерживала обманутый и разоренный наш народ? Ошибались церковные люди? Наверное. Но ведь не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Все ли святы в Церкви? Нет. Не знает об этом Невзоров? Знает, конечно же. Только жажда  популярности, видимо, сильнее любви к правде.

Обсуждать всерьез аргументы, которые этот человек выдвигает в качестве обоснования декларируемой точки зрения, дело неблагодарное, так как, боюсь, все закончится на любви к лошадям. Что же касается возможности просвещения А. Г. Н., то верующие люди более семидесяти лет именно просвещением пытались противодействовать воинствующему советскому невежеству, но в ответ получали пули, тюрьмы, кощунство и клевету. Слава Богу, многое изменилось за последнее время. Но Церковь по-прежнему противостоит миру. И сегодня мир – это в том числе и общество потребления, в котором оказалось возможным появление… нет, не атеистов, чьи взгляды все же можно уважать (ведь многие из них искренне заблуждаются), а эдаких коммерсантов от идеологии, выставляющих на продажу даже нелюбовь к Священному Писанию. И что самое актуальное, если о таких людях будут говорить как о мерзавцах, это только прибавит им популярности, а соответственно и «зелени от корпоративов».

Именно об этих проблемах и говорит Церковь, призывая к возрождению нравственности в обществе. Каким мы хотим его видеть? Где будут жить наши дети? Неужели их будущее – это виртуальный мир с «равноценными смыслами», в котором Евангельское учение можно противопоставить любви к лошади?  Но ведь если об этом всерьез говорят в телепередаче, где ведущий не слишком ясно выражает, на чьей стороне его симпатии, значит, действительно до катастрофы не так уж и далеко. Обозначенные отцом Всеволодом сто лет, отделяющие нас от нее –  это слишком оптимистичное предположение.  Только прибыли и рейтинги от скандальной известности вскоре будут определять (или уже определяют?) спрос на обсуждаемые темы? В таком случае нам действительно больше ничего и не остается, как предложить народу Православие в качестве государствообразующей, а скорее даже, государствосохраняющей религии, иначе и не заметим, как перед очередными выборами всерьез будем обсуждать на каком-нибудь ток-шоу не имперское возрождение, а неприкосновенность «авгиевых конюшен».  

Екатерина Орлова