Будет ли мир всеобщей любви? Константин Леонтьев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Леонтьев К. Н.

Всеобщей любви на земле не будет никогда. Нужно отказаться от мечты о всемирном братстве людей. В глазах реалиста — человека, не делающего предсказаний без предыдущих, хотя бы приблизительных примеров, — благоденственное братство невозможно. Идея общественного устройства, которое бы своей правильностью доводило людей даже до личных постоянных добродетелей, не согласуется ни с психологией, ни с социологией, ни с историческим опытом.

Нужно отказаться и от идеи всеобщей гармонии людей во Христе. Сам Христос нам этого не обещал. Не полное и повсеместное торжество любви и всеобщей правды на этой земле предсказывали Христос и Его апостолы. И нигде в Священном Писании не говорится, что люди дойдут до всеобщего мира и согласия. Православие в это благоденствие и всемирную правду не верит. Пророчество примирения всех людей во Христе не есть православное пророчество. Церковь общей гармонии в добре не обещает. «Будет зло! — говорит Церковь. — И каждого рожденного ожидает борьба со злом. Так будет до конца этого мира».

Не обольщайтесь! Добро как естественная и единственно возможная атмосфера будет в Царстве Небесном — и только в нем. На земле это невозможно. Любовь, прощение обид, правда, великодушие со стороны отдельных людей никогда не станут воздухом, которым бы человечество дышало, почти не замечая его. Горести, обиды, страсти, преступления, ревность, зависть, угнетения, ошибки — с одной стороны, а с другой — неожиданные утешения, доброта, прощение, умиление, порывы и подвиги самоотвержения, простота и веселость сердца. Вот жизнь! Вот единственная возможная на этой земле и под этим небом гармония!

Так говорит Церковь, так говорят апостолы. В этом мире правит князь мира сего, и уже потому христианин не должен верить ни в какое земное спокойствие. И в прошлом массовой добродетели нигде не бывало. Верить в особую духовность и внутреннее благочестие всего общества Древней Руси или других целых стран и эпох есть заблуждение. И в будущем всегда будут «ругатели, поступающие по похотям своим», потом будут лжехристы и антихрист. И под конец не только не настанет всемирного братства, но именно тогда оскудеет любовь, когда будет проповедано Евангелие во всех концах земли. И когда люди станут верить безумно в мир и спокойствие — тогда-то и постигнет их пагуба, и не избегнут.

А пока… Блаженны миротворцы. Ибо неизбежны распри.

Блаженны алчущие и жаждущие правды. Ибо правды всеобщей здесь не будет.

Блаженны милостивые. Ибо всегда будет кого миловать: униженных и оскорбленных кем-нибудь (тоже людьми), наших собственных оскорбителей, наконец!

Так говорит Церковь.

Удивляться или ужасаться такой мысли не следует. Это очень понятно, хотя и печально. Гуманность (и высшее ее проявление — идея всеобщей гармонии) есть мысль простая. Христианство — явление сложное.

В христианстве между многими другими сторонами есть любовь к людям. Но это любовь не из нас истекающая, а Христом даруемая и Христа в ближнем провидящая. От Христа и для Христа.

Гуманность же — это добро «от человека и для человека». А такое «самостоятельное» человеческое добро шаг за шагом, мысль за мыслью, ведет к сухому и самоуверенному взаимоиспользованию. К тому эпидемическому помешательству последних столетий, которое можно психиатрически назвать «мания прогрессивной демократии».

Беда тут в том, что мы претендуем сами по себе, без помощи Божией, быть очень добрыми. Или, что еще ошибочнее, быть полезными. Но как быть уверенным в добре и пользе и всем, и каждому? Спасая одного, я, может быть, врежу (ударение на любую из гласных) кому-нибудь другому?

В христианстве нет этого противоречия, потому что оскорбителю оно говорит: «Кайся, ты согрешил!» А оскорбленному оно внушает: «Эта обида тебе полезна, рукой неправедного человека наказал тебя Бог, прости человеку и кайся перед Богом». Горе, страдание, разорение, обида в мире христианства именуются посещением Божиим. Гуманность же хочет стереть с лица земли эти полезные нам обиды, разорения и горести.

Во всех духовных сочинениях говорится о любви к людям. Но во всех духовных книгах мы найдем также, что любовь есть венец огромных трудов, а началом их является страх Божий. Личное добровольное покаяние перед Господом лучше и вернее для спасения души, чем эта претензия начинать духовный путь с ежечасного незлобия и ежеминутной елейности. Послушание духовно старшим людям для новоначальных вернее, чем самоуверенность деятельной любви в многолюдном обществе.

Опытные старцы не позволяют сразу увлекаться деятельной и горячей любовью, а прежде учат послушанию, принижению, прощению обид. И это оказывается до невероятности трудно. В особенности для тех православных, которые воображают себя уже «подготовленными» благодаря собственным «гуманистическим» наклонностям. Случаями поразительного падения этих духовных Икаров, нередко весьма искренних и благородных, наполнена история Православия от начала его и до нашего времени.

Итак, по благодати Божией любите друг друга, но не обольщайтесь мечтами о всемирной гармонии. Не будьте врачом, который возмечтал вылечить всех людей и уничтожить все болезни навсегда — и от этого стал пренебрегать лечением ближних и себя самого. Последствия тут могут быть самые печальные.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/budet_li_mir_vseobshchei_ljubvi.html