БУДЕМ БОДРСТВОВАТЬ И ТРЕЗВИТЬСЯ. Протоиерей Андрей Ткачёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Я хочу вам прочесть отрывок из Священного Писания, который читался сегодня на Богослужении. Это первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам. Фессалоникийцы – это жители города Фессалоники. Это второй по величине современный город Эллады, Греческой республики. В те времена, когда Павел и другие апостолы проповедовали, – это уже был огромный город. Там была большая христианская община, и туда писались послания. Фессалоникийцы были сильно озабочены одним вопросом. Когда будет конец света? Это их очень сильно тревожило. По сути послания апостола Павла были посвящены вопросам, так или иначе, связанным с этим главным вопросом. Когда придет Господь? Как воскреснут мертвые? Что бывает с душами до воскресения? Весь этот комплекс вопросов тревожил жителей Фессалоник.

Кстати, один из философов русских говорил, что русские люди – вообще, новозаветные Фессалоникийцы, Фессалоникийцы последних времен. Потому что русский народ в своих религиозные переживаниях больше всего тревожит вопрос конца света. Когда русские люди начинают обращаться к вере, и их головы начинают занимать вопросы религиозного характера, то они больше всего тревожатся о том, когда же всему конец. И начинают иногда спешить, торопиться, нервничать, дергаться. А иногда правильные вещи какие-то делают. В общем, мы должны по крайней мере читать это послание внимательно, поскольку оно касается наших сокровенных мыслей.

Итак, что пишет Павел сегодня нам? То, что мы сегодня читали.

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия. Ибо вы сами знаете, что день Господень так придет, как тать ночью («тать» – то есть – «вор»). Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность» – тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно, как мука родами постигает имеющую во чреве и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день вас застал, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня. Мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес.5:1-8).

Несколько, буквально, замечаний я сделаю для того, чтобы слова эти вам были более понятны. Сегодня я просил бы вас, чтобы вы нашли время раскрыть для себя это послание. Мы часто с вами так делаем – открываем какое-нибудь послание и оказывается, что его никто не читал. Потом возникает задача такая – найти в Новом Завете то или иное место послания и прочесть его. Познакомиться. Сейчас мы читаем (повторяю!) Первое Послание Павла к Фессалоникийцам.

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия…

«Времена и сроки». «Времена и лета». Это некое устойчивое выражение Священного Писания. Когда Господь Иисусу Христос возносился с Елеонской горы, апостолы спросили Его: «Господи, не в это ли лето устрояешь Ты царство Израилю». А Он им сказал: «Не ваше дело знать времена и сроки» (см. Деян.1:6-7). Вот – времена и сроки. Это такое «твердое сочетание», которое часто в Писании употребляется. Павел тоже так пишет.

О временах и сроках нет нужды писать вам, братия. Ибо сами вы знаете, что день Господень придет как вор ночью (как тать – ночью)…

То есть – Господь придет внезапно. И совершенно ошибаются те люди, которые пытаются высчитывать день пришествия Христова. Не так давно мы слышали про «пророчество майя». До этого был миллениум, и все ожидали со дня на день. Все ожидания совершенно беспочвенны. Потому что Христос придет внезапно. «Благоволить угодно Господу прийти внезапно, как вор подкапывает дом». Прийти внезапно… Застигнуть человека… Есть в апокрифах, в Евангелие этого нет, но – в апокрифах (Иустин Философ) есть слова такие: «В чем застану, в том и сужу». Это не Евангельские слова, это слова апокрифические; но они часто бывают на языке у людей. В чем застану, в том и сужу. То есть, каким ты будешь в момент посещения, таким, собственно, ты и будешь вовеки. После посещения Господня.

Очень важны слова следующие: …Когда будут говорить: «мир и безопасность» – тогда внезапно постигнет их пагуба…

«Мир и безопасность» – это самые употребляемые слова в международной политике сегодняшней. Если вы иногда читаете газеты и слушаете телевизор, то вы слышите: Совет безопасности Организации Объединенных Наций. Или ОБСЕ – Организация Безопасности Совета Европы. Или Договоры о мире. Между теми-то и теми-то. «Мир и безопасность». Советская власть очень любила одну цитату из Священного Писания, хотя не давала исходники (откуда взято). Они писали: Миру – мир. Это из Литургии. Потому что мы молимся «о мире всего мира». (Мир всему космосу). Они писали: Миру мир! Мир и безопасность – это постоянно повторяющиеся слова в телевизоре газетах и политическом «дискусе». Вот Апостол Павел интересно пишет (две тысячи лет назад!):

…Когда будут говорить: «мир и безопасность» – тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигают имеющую во чреве и не избегнут…

То есть, наш мир беременный беззакониями, и когда он ими разродится – непонятно. Но то, что разродится – это понятно. Имеющая во чреве родит и не избегнет. Раньше родит – недоношенного, выносит – родит, или переносит – родит; – это уже вопрос второго порядка. Главное, что мир беременный всяким беззаконием. Рано или поздно, но он – разродится. И при этом, чем больше в мире беззакония, тем больше говорят о мире и безопасности. Это парадокс. Но вы себе примечайте это. Потому что крики о мире в конце концов приведут к тому, что люди захотят, чтобы был некий порядок на всей планете. Чтобы были одни законы. Чтобы была одна финансово-монетарная система. Чтобы были свободные границы. Чтобы можно было жить, где хочешь. Чтобы не было паспортов, чтобы вшили тебе в лоб такой чип, и с этим чипом по всему миру путешествуй. Чтобы был президент один на весь мир. Чтобы выборы были одни – на всю вселенную. Чтобы этого президента все знали по имени. Он, собственно, и будет антихристом. К этому, собственно, и движется. И когда говорят: войны – не будет, наркотиков – не будет, преступности – не будет; будет мир и безопасность… Когда скажут мир и безопасность, тогда, собственно, и наступят страшные роды этого бедного человечества. Человечество родит из себя антихриста, он сядет ему на плечи, воцарится, и никто этого не поймет. Кроме той «жменьки» христиан, которая все поймет. Но они должны будут куда-то скрываться, потому что влиять на ситуацию у них никак не получится.

Эти слова, кстати, говорил Тихон Задонский. Он молился в келье своей и ему разверзлось небо. Явились ему апостолы Петр и Павел и повторили ему эти слова: «Когда скажут мир и безопасность, тогда – всему конец».

Но мы, – говорит Павел, – не дети тьмы, чтобы внезапно встречать Христа. Мы не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

Есть такое великое предание Церковное, что все главные события мира будут совершаться в воскресение. Есть тайное предание Церкви такое, что Господь Иисус Христос по великой своей любви к человеческому роду будет совершать великие чудеса и знамения, в том числе, последних времен, в воскресные дни. Потому что в это время все верные божии люди будут собраны в храме. Представьте, Господь придет на Суд в воскресение; и те, кто будут в храме – тем и хорошо. Они пришли к Христу, и Христос к ним пришел. А вот те, кто в это время будет спать и досыпать, кто только будет выползать из ночных клубов в это время, кто еще что-нибудь будет совершать и делать; тому, конечно, будет совершенно по-другому. Поэтому, у нас есть надежда, что Господь застигнет нас судом Своим именно в тот день и час, когда мы будем лучше всего приготовлены. А лучше всего мы приготовлены в воскресный день, на Богослужении. Поэтому, Церковь, конечно, ждет постоянно пришествия Христова, но в воскресный день – особенно. В День Господний. Он тогда и придет, собственно. Мы – сыны света и дня, и мы ждем своего Господа. Впрочем, нужно почаще собираться на богослужение, потому что нужно бодриться и трезвиться. Потому что – никогда дома вы не сможете взбодрить свое сердце так, как вы взбодрите его в Церкви Божией. (..) Посреди работающего телевизора, посреди включенного компьютера, посреди всех этих спешек и усталости, вы никогда не сможете иметь бодрое сердце. И, если вы не будете ходить в храм Божий постоянно и регулярно, то сердце ваше заснет, и вы из сынов света превратитесь в сынов тьмы; и тогда уже будет совершенно другое к вам отношение.

Ну и, пожалуй, последнее, что он сегодня пишет:

…Спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью…

Я не согласен. Сегодня упиваются, когда хочешь. И днем – тоже, и утром – тоже. Сегодня упиваются всегда. Раньше видимо, было так. Когда Дух Святой излился на святых апостолов – они показались людям пьяными. Они начали говорить на разных языках и вели себя так весело и бесстрашно, что все подумали, что они «понапивались». Сказали: Что это они понапивались сладкого вина? что они себя так странно ведут? А апостол Петр сказал: Сейчас только третий час дня. (Третий час дня – это около девяти-десяти часов утра). Сейчас только раннее утро. Какого мы можем напиться сладкого вина? (Деян.2:4-15). Раньше не было людей, которые могли пить утром. Сейчас они уже есть. Сейчас есть люди, которые не просыхают с вечера до утра. И продолжают дальше.

Апостол Павел тоже об этом пишет. (…)

…Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся…

Слово «трезвление» означает не отсутствие спиртных напитков, слово «трезвение» означает бодрствование, включенный ум. Когда ты включен умом и понимаешь, что происходит.

…Да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения…

Это то, что мы читали на Богослужении. Пятая глава Первого Послание Павла к Фессалоникийцам. Я прочел его вам не для того, чтобы все объяснить, а для того, чтобы напомнить вам, что чтение Священного Писания является непременной обязанностью всякого христианина, умеющего читать. Во-первых. Во-вторых, это является одним из способов подаяния человеку Духа Святого; на очищение грехов и на вразумление. И непременное условие нашей спасенности – любовь к Божьему слову. Поэтому, сегодня, если у вас будем время (Оно должно быть!! Хоть полчасика, но можно найти), вам нужно найти первое послание Павла к Фессалоникийцам четвертую главу и пятую. В четвертой пишется про мертвых. То, что мы читаем на погребении. А в пятой – про конец света. Читайте, вразумляйтесь, спасайтесь.

И, конечно же, я желаю мира, и благословения, и согласия, и примирения поссорившимся во всякой христианской семье. Потому что Гурий, Самон и Авив почитаются Церковью как хранители семейного очага и скрепители супружеских отношений. Там, где в супружеские отношения вкрался грех; там, где есть блуд, измена, воровство какое-нибудь чужой чести; там, где нарушенная клятва; там, где есть погасшее сердце; там, где вместо любви – раздражение, вместо ласки – грубость; – во всех этих больных ситуациях Гурий, Самон и Авив проявляют себя, как помощники и заступники. Запомните себе эти имена, потому что мученики Господни вымаливают всех. Мученик Уар вымаливает некрещенных покойников. Мученик Бонифатий вымаливает пьяниц и наркоманов. Мученики Гурий Самон и Авив вымаливают мир для живущих в семье. Мученики Господни, они, заплативши кровью за свою святость, имеют дерзновение к Богу и просят у нас все, что нам нужно. Вот в сегодняшний день эти имена нужно запомнить всем, живущим в браке.

И да будет мир на всяком супружестве. Христос с вами!

28 ноября 2019 г. 

https://www.andreytkachev.com/budem-bodrstvovat-i-trezvitsya-propoved-ot...