Бронзовый аксессуар с изображением Александра Македонского найден на датском острове Зеландия

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Бронзовый аксессуар с изображением Александра Македонского найден на датском острове Зеландия
Предмет древнеримской эпохи датируется примерно 200 годом нашей эры

КОПЕНГАГЕН. Археологи-любители с помощью металлоискателя обнаружили уникальный бронзовый портрет Александра Македонского недалеко от Рингстеда на датском острове Зеландия, сообщает Тhe Нistory blog.

Круглый объект имеет диаметр чуть более дюйма и изображает Александра Великого с его характерными волнистыми волосами с пробором по центру и бараньими рогами над ушами, что символизирует его претензии на то, чтобы быть сыном греко-египетского божества Зевса Аммона.

Этот предмет датируется примерно 200 годом нашей эры.

Портрет сильно потерт, и нашедшие его не сразу распознали в нем атрибуты Александра Македонского.

Нашедшие предмет передали объект органам по культурному наследию. Специалист по римскому железному веку Фрирк Ольденбургер, археолог из музея Вестшелланд, исследовал этот предмет и признал в нем изображение Александра Великого.

Размер и форма изделия позволяют предположить, что это был аксессуар, возможно, декоративный элемент на щите, ножнах или поясе.

Содержание свинца в бронзовом сплаве указывает на римское происхождение металла, поскольку римские бронзы отливались из того же сплава. Действительно, сам рельеф мог быть римского производства.

По дате, дизайну и форме предмет похож на элемент позолоченного серебряного щита, который является частью огромного собрания из 16 000 военных предметов, найденных в Иллерупе Одале на восточном побережье Ютландии.

Большинство предметов, найденных в долине реки Иллеруп, включая украшение на щите Александра, были принесены в жертву после битвы около 200 г., когда римляне потерпели сокрушительное поражение от местных германских воинов.

Многие найденные в Дании мечи, средства передвижения, монеты и аксессуары были римского происхождения, что является свидетельством контактов между скандинавской элитой и Римской империей.

Когда в начале III века были изготовлены изделия с изображением Александра, Римской империей правили Септимий Север (годы правления 198–211 гг. н.э.), а затем его старший сын Каракалла и его младший сын Гета. Каракалле было всего 10 лет, когда Септимий взошел на трон и сделал его старшим соправителем. Ему потребовалось несколько лет, чтобы предпринять какие-либо реальные шаги на пути к власти, и он стал единоличным императором только после того, как убил своего младшего брата Гету буквально до того, как тело их отца остыло. Каракалла, как и большинство римских военных, поклонялся Александру как герою, и эта тема наверняка сопровождала его в походе в Британию, который он совершил вместе с отцом (208–211 гг. н.э.) и в его собственной кампании против алеманнов в Верхней Германии и Реции (сегодня часть южной Германии, Швейцарии и Австрии) в 213-214 гг. н. э.

Его полная одержимость Александром достигла пика сразу после немецкой кампании. Вот как описывает это Иродиан в «Римской истории» 4.8.1–4.8.2: «Каракалла, позаботившись о делах в гарнизонных лагерях вдоль реки Дунай, спустился во Фракию на границе с Македонией и сразу же стал Александром Великим. Чтобы всемерно оживить память о Македонии, он приказал выставить статуи и картины своего героя на всеобщее обозрение во всех городах. Он наполнил Капитолий, остальные храмы, да и весь Рим статуями и картинами, призванными навести на мысль, что он был вторым Александром. Временами мы видели нелепые портреты, статуи с одним телом, у которых по обе стороны одной головы были лица Александра и императора. Сам Каракалла ходил в македонской одежде, особенно выделяясь широкой шляпой от солнца и короткими сапогами. Он собрал отборную молодежь в отряд, который назвал своей македонской фалангой; его офицеры носили имена генералов Александра».

Еще до того, как Каракалла объявил себя его реинкарнацией и разместил повсюду свои изображения, Александр был чрезвычайно популярной фигурой среди военных и часто изображался на разных военных аксессуарах.

Как портрет Александра в образе Зевса-Аммона попал в Рингстед, неизвестно, но примерно в то же время произошла битва при Иллерупе Одале, а серебряная позолоченная версия украшения щита попала еще дальше на север.

«Там были торговые пути, вероятно, были и люди на римской военной службе, возможно, этими вещами торговали и сами германцы. Так что может быть много способов, которыми он оказался здесь», — говорит Фрирк Ольденбургер. – «Также нет уверенности, что люди в районе Рингстеда в то время знали, кого представляет это лицо».

«Возможно, они увидели в нем одного из своих богов. Были также накладки на германские щиты с другими лицами, значение которых нам с полной уверенностью неизвестно, но которые, вероятно, изображают местных воинов. Но я действительно думаю, что они это знали. Миф об Александре был очень популярен в Европе, Азии и Северной Африке» — говорит Фрирк Ольденбургер.

Бронзовый аксессуар с ликом Александра Великого выставлен в музее Рингстеда 13 апреля, где Фрирк Ольденбургер провел презентацию находки.

https://sedmitza.ru/text/10383678.html