Британские власти не позволяют вывезти из страны скульптуру «Снятие с креста», купленную Метрополитен-музеем

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Британские власти не позволяют вывезти из страны скульптуру «Снятие с креста», купленную Метрополитен-музеем
Шедевр выполнен из моржовой кости в XII веке

ЛОНДОН. Министр искусств Великобритании издал временный запрет на экспорт редкого резного изображения «Снятие с креста», выполненного из моржовой кости в XII веке, чтобы дать местным учреждениям возможность собрать 2 006 595 фунтов стерлингов (плюс НДС в размере 40 131,90 фунтов стерлингов), необходимые для его приобретения «для нации», сообщает Тhe Нistory blog.

Скульптура была куплена Метрополитен-музеем на частной продаже, организованной Sotheby's. Внутреннему покупателю придется либо обеспечить полную стоимость, либо продемонстрировать, что у него есть хорошие шансы достичь цели ко 2 февраля 2024 года. Затем этот срок может быть продлен до июня, если будут предприняты серьезные усилия по сбору средств.

Наиболее вероятным покупателем в Великобритании является V&A, у которого перед продажей был залог в долгосрочном кредите на четыре десятилетия. В музее не прокомментировали, будет ли он пытаться приобрести скульптуру.

Романская резьба по моржовой кости изображает Иосифа Аримафейского, снимающего тело Христа с креста. Качество проработки деталей исключительно высокое.

Член Комитета по контролю за экспортом произведений искусства и объектов культурного интереса Тим Пестел сказал: «Это средневековое изображение Снятия с креста из моржовой кости является поистине замечательным объектом как по своей ранней дате, так и по высочайше искусной резьбе. Деликатно выполненный и демонстрирующий достойную сдержанность в изображении мертвого Христа, он представляет собой один из лучших сохранившихся образцов английской романской резьбы по моржовой кости. Эта редкость означает, что нам есть чему поучиться у нее: от изучения ее художественного оформления и мастерской, в которой она была изготовлена, до научных исследований моржовой кости, из которой она сделана, что может рассказать нам о средневековой эксплуатации окружающей среды, а также о торговле и обмене».

В Средние века велась оживленная торговля моржовым костью. Ее телесный блеск, простота техники резьбы и долговечность сделали этот материал высоко ценимым как роскошное украшение, особенно для религиозных предметов.

Моржовую кость легко можно было приобрести у викингов-охотников на моржей в Скандинавии и Гренландии, когда слоновой кости было мало.

Вдохновленные византийской слоновой костью раннего средневековья, резчики из Северной Европы создавали мемориальные доски, барельефы, обложки книг, епископские посохи, за которыми следовали все более сложные и трехмерные скинии и алтари.

Считается, что «Снятие с креста» было частью гораздо большего алтаря со сценами Страстей Христовых. Сегодня единственные фрагменты ансамбля, которые, как полагают, сохранились, - это часть, изображающая Снятие Христа с креста, и меньший фрагмент, на котором Иуда ест пропитанный вином хлеб, который Иисус передает ему на Тайной вечере, отмечая его как предателя.

Фрагмент с изображением Иуды, который примерно в два раза меньше Снятия с креста и показывает только голову Иуды в профиль, руку Христа и драпированные одежды, был подарен Музею Виктории и Альберта в 1949 году.

Именно из-за фрагмента Иуды Гертруда Хант, владелица «Снятия с креста», одолжила его Музею Виктории и Альберта в 1982 году. Они оба вместе выставлялись в средневековой галерее музея, пока владелец не забрал его обратно в 2022 году, чтобы продать.

https://sedmitza.ru/text/10348136.html