Брат Господень

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Иисус Христос Воскресший

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих.

Это соборное Послание апостола Иакова (1, 5–8) — один из высочайших взлетов духовной мысли первохристианских времен. Память автора — Иакова, брата Господня, епископа Иерусалимского — 5 ноября. По традиции, в нашей епархии в этот день совершается Божественная литургия апостола Иакова, это самое раннее из известных нам чинопоследований Литургии.

Но кто он, апостол Иаков? И почему его так называют, что в данном случае значит — брат? На наши вопросы о первом епископе Святого града отвечает протоиерей Димитрий Усольцев, секретарь ученого совета СПДС, преподаватель Священного Писания Нового Завета.

— Отец Димитрий, начнем с установления личности, насколько это для нас возможно.

— Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалима, не нужно путать ни с Иаковом Зеведеевым (старшим братом Иоанна Богослова, который был убит Иродом, см.: Деян. 12, 2), ни с другим входящим в число двенадцати апостолов Иаковом — Алфеевым. Евангелие не сообщает нам ничего о жизни и действиях того Иакова, о котором мы с вами говорим; но о нем рассказывает книга Деяний апостольских. А апостол Павел в Послании к Галатам (1, 19) пишет: из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня; в следующей же главе называет Кифу (Петра), Иоанна и Иакова столпами Церкви (см.: 2, 9). Наиболее вероятным представляется, что Иаков был апостолом от семидесяти (см.: Лк. 10, 1).

— Но почему — брат, и вообще, кто такие братья Иисуса? Они упоминаются в Евангелии несколько раз, и, что примечательно — каждый раз чувствуется какое-то напряжение конфликта между ними и Христом.

— Да, евангелист Марк перечисляет четырех братьев Иисуса, начиная именно с Иакова (см.: 6, 3). Все три евангелиста-синоптика (см.: Мф. 12, 46–50; Мк. 3, 31–35; Лк. 8, 19–21) рассказывают об эпизоде, когда братья Иисуса вместе с Его Матерью желают поговорить с Ним, но не могут из-за собравшегося вокруг Него народа. А Иоанн Богослов, рассказывая нам о споре, возникшем между Иисусом и его братьями, сообщает, что братья Его не веровали в Него (7, 5).

Догмат о Приснодевстве Богоматери — неотъемлемая часть христианского вероучения; наиболее вероятным здесь представляется, что братья Иисуса — это сыновья Иосифа от первого брака. Вспомним книгу Бытия: все двенадцать сыновей Иакова-Израиля называются братьями, хотя они от разных женщин.

— Есть такой апокриф: Иосиф перед смертью решил поделить меж сыновьями принадлежавшую ему землю и включил в число наследников также и младшего, Сына Марии; а старшие были этим весьма недовольны, и лишь Иаков заступился за Иисуса.

— Это именно апокриф, мы можем допускать вероятность такого хода событий, но не более того. Никаких подтверждений этому нет. Иосиф Обручник был ревнителем Закона, его семья жила в ветхозаветной праведности, может быть, поэтому у братьев возникало недоверие к тому новому, что исходило от Иисуса. И это недоверие, эти сложности в отношениях, может быть, и не нужно называть враждой. Мы не можем сказать точно, когда именно Иаков уверовал и обратился ко Хрис­ту, но, как уже сказано выше, он стал одним из столпов Его Церкви.

— Обратимся к личности Иакова: что это был за человек?

— Это был строгий ревнитель иудейского Закона, человек весьма благочестивый, праведный, он пользовался огромным уважением не только среди христиан, но и среди иудеев. Уверовав, обратившись ко Христу, Иаков не отказался от соблюдения Закона: когда Павел, апостол язычников, вернулся в Иерусалим из миссионерского путешествия и пришел со своими учениками — Лукой, автором Деяний, и другими — к Иакову, Иаков и его ученики сказали: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители Закона(Деян. 21, 20). Затем они попросили Павла пройти обряд очищения, дабы все убедились, что и он тоже соблюдает Закон (см.: Деян. 21, 18–26). И при всем этом именно слово Иакова становится решающим на апостольском Соборе (см.: Деян. 15), принявшем решение не затруднять обращающихся к Богу из язычников(15, 19), т. е. не принуждать их к обрезанию. Строго соблюдая Закон, данный его народу через Моисея на горе Синай, Иаков не навязывает Закона другим, тем, кто не родился в Законе, кому Сам Бог его не заповедал; в этом видна мудрость и смирение первого иерусалимского епископа.

Иерусалимской церкви, возглавляемой праведным Иаковом, принадлежала особая роль в раннехристианском мире: она для всех остальных была церковью-матерью, они пребывали не только в любви к ней, но и в послушании. Апостол Павел в своих миссионерских путешествиях собирал деньги для церкви Иерусалима.

— Епископа Иакова ждала мученическая кончина; расскажите об этом.

— Принятое Церковью житие апостола Иакова, брата Господня, говорит: поскольку авторитет его рос, иудеи весьма озаботились тем, что он слишком многих может обратить ко Христу. В 62 году по Р. Х. они воспользовались ослаблением римского контроля за Иерусалимом: правитель Фест, упоминаемый в Деяниях (тот самый, который сказал апостолу Павлу, что большая ученость довела его, Павла, до сумасшествия (см.:26, 24)), был отозван в Рим, а сменивший его на этом посту Альбин в Иерусалим еще не прибыл. Фарисеи и саддукеи собрали толпу, вывели старца Иакова на портик храма и устроили ему допрос; он твердо исповедал Христа, распятого и воскресшего. Тогда его сбросили наземь и убили, несмотря на то, что многие в толпе протестовали против убийства праведника. Вместе с Иаковом в тот день многие иерусалимские христиане сподобились мученического венца. Иосиф Флавий, автор исторических хроник того времени, утверждает, что подавление иудейского восстания, взятие Иерусалима войсками Тита в 70 году и те страшные бедствия, которые за этим последовали, — Божия кара за убийство праведника Иакова, приходившегося братом Иисусу. Евсевий Кесарийский писал, что ярость фарисеев и саддукеев обрушилась на Иакова, поскольку Павла не было в Иерусалиме, его как раз вывезли в Рим, на суд кесаря (см.: Деян. 26, 32).

— Наконец, о Послании апостола Иакова: когда и при каких обстоятельствах оно было написано? В чем его особенности?

— Апостол Иаков написал свое Послание незадолго до смерти, обращаясь к иудеям рассеяния — евреям, живущим не в Иерусалиме, не в Иудее, а в иных землях. В нем лишь однажды упоминается Иисус Христос (Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак. 5, 6)). Из-за этого некоторые протестантские авторы утверждали, что Послание не может принадлежать апостолу Христа. Но апостол Иаков говорит о духовной и нравственной жизни учеников Христовых. К сожалению, из Послания Иакова часто цитируется лишь одно, можно сказать, общеизвестное место: вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (2, 17) или ниже: вера без дел мертва (2, 26). Здесь можно увидеть ложное противоречие с апостолом Павлом: человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал. 2, 16). На самом деле апостолы ведут здесь речь о разных делах: Павел — о делах Закона, Иаков — о делах любви. Однако Послание Иакова замечательно не одним только этим местом. По сути, это маленький учебник благодатной жизни — жизни во Хрис­те. Чтобы убедить в этом всех читателей, приведем еще одну цитату: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (Иак. 1, 19–25).

— В чем особенность чинопоследования Литургии апостола Иакова?

— Это древняя Литургия, и она несколько пространнее более поздних, хорошо известных нам Литургий — Иоанна Златоуста и Василия Великого, хотя в целом построена так же, как они. За Литургией апостола Иакова диакон возглашает ектении, стоя лицом к народу; так же, лицом к народу, читается Священное Писание, причем духовенство в этот момент находится в середине храма. Малый и Великий входы совершаются таким образом, что процессия обходит весь храм. Вместо Херувимской песни на Великом входе поется «Да молчит всяка плоть человеча» — в нашем уставе этот тропарь положено петь только в Великую Субботу. Не только священнослужители, но и миряне, причащаясь, принимают Тело и Кровь Христа по отдельности, как совершалось это в древности: сначала священник (или архиерей, если служба архиерейская) влагает в уста причащающегося частицу Тела, затем диакон (или священник) дает ему испить Крови из потира. Литургия апостола Иакова замечательна и значима для нас тем, что позволяет нам прикоснуться к раннехристианской эпохе.

Беседовала Марина Бирюкова

Газета «Православная вера» № 20 (544)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/brat-gospoden