Божий дар — как дар Богу. Священник Андрей Мизюк

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, пожалуй, один из самых таинственных церковных праздников. Таинственных не только от слова «тайна», но и от слова «Таинство».

О событии, случившемся в те дни в Иерусалимском храме, мы узнаём из Священного Предания Церкви. Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около входа в храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени, ведущие к дверям, и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию — Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник, и то однажды в год, — этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы — пребывания при Иерусалимском храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решив сохранять девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.

В чем же здесь тайна и какое Таинство совершается в этом событии?

Входящая во храм Сама становится Храмом, чтобы послужить величайшей и радостной Тайне Боговоплощения. Многие поколения людей родились и сошли в сень смертную до того, как однажды у благочестивых, но бездетных родителей по неустанным и смиренным молитвам родилась Дочь, Которую, по словам святителя Григория Паламы, «прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по богоугодным словам и делам». Значит, Самим Богом через поколения со дня падения Адама готовилось время его восстановления, готовилась Та, Которая в чистоте Своей стала началом нашего избавления. Как через врата своей плоти прежний Адам уходит в смертный мрак, так через пречистую плоть Девы восходит, рождается Адам новый: Бог и Творец становится по плоти человеком, чтобы Жертвой Своей избавить нас от вины, проклятия и греха.

Тайна особого Промысла Божия о Пречистой Деве тесно связана с удивительным и непостижимым даром смирения и доверия Богу, которые стяжали праведные Иоаким и Анна. Они не просто молились о деторождении, но дали обет Богу, что рожденного ребенка посвятят Ему. Это трудно постичь современным сознанием, которое настроено что-либо делать только для себя. В быту существует даже выражение: «родить для себя». А еще есть принцип «пожить для себя» — и многое другое в этом мире очень часто, пусть даже и неосознанно, тоже делается для себя. Эгоизм и безразличие — частые спутники человека. Было ли так прежде? Возможно, ведь нет ничего нового под солнцем. Но итогом этой «жизни для себя» в любую эпоху становится разочарование, подавленность, отсутствие цели и уныние, потому что это всегда тупик — дорога, в конце которой только старое треснувшее зеркало и вопросы к себе, которые столько лет откладывались «на завтра». Даже дети, рожденные «для себя», — пленники нашей гордыни, бесчисленных страхов и комплексов. Так происходит потому, что цель воспитания ребенка — не только рождение, взращивание нового человека, но и подготовка его к самостоятельной жизни, в которую его надо будет отпустить, помня, что все стези наши под недремлющим Божиим взглядом, не оставляющим и любящим.

В чистоте и святости был принесен дар Иоакима и Анны на порог Иерусалимского храма. Дар Божий, ниспосланный им, стал их даром Богу. Какими своих детей в эту жизнь выпускаем мы? Дар ли это Богу? Наверное, правильно подмечено, что надо вовремя говорить с детьми о Боге, чтобы потом не пришлось с Богом говорить о детях… Жаловаться, печалиться, сетовать и обвинять. Дар новой жизни надо принимать как Божий дар, как нечто важное, что Господь доверил нам как тайну.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) как-то сказал: «С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности».

Еще пройдут годы до рождения Спасителя, но проповедь Нового Завета уже начата на пороге древнего храма маленькой Девочкой, любимой и единственной Дочерью, осиявшей нерадостную, многоскорбную жизнь пожилых супругов. Этот дивный дар смирения и полного послушания воли Божией был передан ими Ей — потому-то спустя много лет, повзрослев, она произнесет слова: Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). И тогда от девственных чистых кровей произойдет Источник жизни вечной — воплотится Тот, Кто однажды в Эдеме вышел искать согрешившего Адама. А теперь Он идет к его детям на землю, и такова Его любовь, что, и смерть поправ, Он взыщет каждую погибшую овцу, дойдя даже до ада.

Газета «Православная вера» № 22 (546)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bozhijj-dar-kak-dar-bogu