БОЖЕСТВЕННАЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ В ПЕСНЕ ПЕСНЕЙ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Песнь Песней (Соломон и Суламифь). Художник: Елена Черкасова
Песнь Песней (Соломон и Суламифь). Художник: Елена Черкасова

Читая книгу Песни Песней в свете церковной традиции и исходя из опыта святых отцов, мы можем сказать самим себе: абсолютно ясно, что Господь наш Иисус Христос любит нас как членов Его Тела, как членов Его Святой Семьи, и каждый из нас призван отвечать неповторимой взаимной любовью.

Православные супруги, скрепившие свою любовь печатью Христовой, могут открыть для себя и пережить это подобие со Христом через тайну супружеской любви: «мужья, любите своих жен как самих себя, как Христос возлюбил Церковь… тайна сия велика есть. (Еф. 5, 25, 32). Это апостольское изречение являет нам величие христианского брака и то, насколько он близок к монашескому идеалу, – более, чем любой чисто человеческий взгляд на брачный союз.

Как говорил отец Паисий Святогорец, «монах – это тот, кто предпочел духовные радости всему в мире», тот, кто понял, что Христова любовь наполнит его сердце совершенно.

Если мы весьма слабо ощущаем, как нас любит Христос и как Он ожидает ответной любви, – и тогда Его любовь может наполнить нашу жизнь. Ему не нужно ничего, кроме полного, всецелого посвящения, вплоть до отдания самой своей жизни. Это то, что сказано в конце Песни Песней, когда неприкрытое влечение вступает в конфликт с идиллической прозрачностью диалогов, шедших прежде, не по какой иной причине, но чтобы явить сильное пламя, таинственно вдохновляющее их: «крепка как смерть любовь; ревность жестока как могила» (Песн. 8, 6).

Как любовь Христова нашла свое высшее проявление в Его смерти на Кресте, так и наша любовь к Нему находит свое высшее проявление в мученичестве или по крайней мере в полном приятии боли и смерти – в то время и таким образом, как Богу угодно.

Поэтому святые отцы учат нас о том, что «те, кто любят Бога, соучаствуют во всех делах Христовых, проходя малое мученичество во всем, что делают» (Изречения пустынных отцов). В этом смысле, не имеющем ничего страдательного, просто легче служить Богу только через боль (св. Григорий Богослов). Принятие боли, наше согласие с ней, становится нашим выражением полного внутреннего обнажения. Как таинство нашего полного вручения самих себя любви. Как сказал один из отцов: «Если болезнь переносится с терпением и благодарением, то она приносит тот же венец, что и мученичество».

Радостная ревность мучеников, их стремление пролить кровь за Христа – свидетельство любви

В будущем мире, когда смерть будет побеждена раз и навсегда, это всецелое посвящение себя самих любви раскроется через преображение всего нашего бытия, тела и души, через Божественную славу, в состояние без боли и смерти. Здесь Сам Христос во славе Воскресения и в своем вечном пребывании, как и в то время, когда он взошел на Крест. Но в нашем настоящем, в «мире сем», победа Христа над смертью и болью (которые являются последствиями греха и нашего сознательного отделения от Бога) становится и утверждается не через отмену их, но через преображение их, в подтверждение совершенной любви, силой Святого Духа, как реализация нашей свободы. Радостная ревность мучеников, их стремление пролить кровь за Христа – ясное свидетельство этой любви.

Песнь Песней – это поэма, вдохновленная Духом Святым, чаша, попробовать которую способны лишь те, кто приобщился любви Христовой: «Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!» (Песнь, 5, 1). Святая святым! Мы должны уважать ее секреты и не стараться понять и объяснить всё. Какой-нибудь чрезмерно подробный комментарий рискует лишить ее данной Богом силы и свести все к простой аллегории. Пусть Дух Святой дарует нам пережить то, о чем сказал некий монах-святогорец: «Когда я читаю Песнь Песней, мой разум не всегда понимает значение каждой фразы, но мое сердце возгорается, как у Луки и Клеопы, когда Господь объяснял им Писания по дороге в Эммаус».