"Бостонский раскол" в 1986-1996 гг. Слесарев А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 Не дожидаяАрхиепископ Авксентий (Пастрас)сь окончания процедуры церковного разбирательства, Бостонский Спасо-Преображенский монастырь в спешном порядке покинул юрисдикцию РПЦЗ, о чем сообщалось в письме секретаря обители схимонаха Ефрема от 25 ноября/8 декабря 1986 г. на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова). Уход Преображенского монастыря из состава Русской Зарубежной Церкви сопровождался попутным выдвижением нового обвинения в адрес иерархов РПЦЗ, которые якобы прегрешали в антиканоничных контактах с Сербским и Иерусалимским Патриархатами .

Следует отметить, что сразу же после смещения архимандрита Пантелеимона, его многочисленные почитатели из различных епархий РПЦЗ начали высказывать Первоиерарху и священноначалию свое недовольство исходом дела. В итоге скандал вокруг Преображенского монастыря приобрел широкую огласку в среде приходского духовенства и мирян. Данным обстоятельством попыталось воспользоваться окружение архимандрита Пантелеимона, дабы, истолковав ситуацию по-своему, избежать окончательного суда Архиерейского Собора и предоставить суд дезинформированным мирянам. Братия обители заявляла о себе как о невинных жертвах злонамеренной клеветы, а епископат РПЦЗ очернялся обвинениями в отступлении от истиной веры и впадении в «ересь экуменизма» .

После ухода из Русской Зарубежной Церкви насельники Преображенского монастыря избрали своей новой церковной юрисдикцией одну из многочисленных греческих раскольнических старостильных «Церквей», известную как «авксентьевский» Синод Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции, возглавляемый «архиепископом Афинским и всей Греции» Авксентием (Пастрасом). Одновременно с Бостонской обителью из состава РПЦЗ вышло около 10-15 американских грекоязычных приходских общин . Общее количество ушедшего в раскол духовенства, составило около 25 священников и 8 диаконов. Кроме того, из юрисдикции РПЦЗ вышла «Французская Миссия» («Православная Церковь Франции») во главе с архимандритом Амвросием (Фонтрие), объединявшая вокруг себя около 30 приходов.

На заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, проходившем 4/17 февраля 1987 г., были подтверждены ранее наложенные запрещения в священнослужении на инициаторов раскола, а также наложены запрещения в священнослужении на всех клириков, поддержавших схизму. Осознавая необратимость произошедшего разделения, Архиерейский Синод РПЦЗ на своем заседании 19 августа/1 сентября 1987 г. принял решение о лишении священного сана архимандрита Пантелеимона (Метропулоса) и всех последовавших за ним клириков. Определением Архиерейского Синода РПЦЗ от 4/17 ноября 1987 г. для оповещения всех приходов о низложении группировки архимандрита Пантелеимона был составлен и разослан полный список лиц, подвергшихся отлучению.

Епископ Торонтский Макарий Епископ Бостонский Ефрем

В 1989 г. иерархами «авксентьевского» Синода ЦИПХ Греции для Бостонского монастыря и американских приходов были рукоположены «епископы» Макарий Торонтский и Ефрем Бостонский, являвшиеся насельниками обители. Спустя два года активность «бостонских иерархов» распространилась и на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Летом 1991 г. епископами Ефремом и Макарием был рукоположен во «епископа Казанского» архимандрит Российской Катакомбной Церкви Гурий (Павлов), проживавший в Чувашии. Вскоре решением «архиепископа Афинского» Авксентия был учрежден Российский Экзархат «авксентьевского» Синода, а «епископ» Гурий получил назначение на должность Экзарха. Согласно имеющимся данным, на момент учреждения Экзархата, продолжающего свое существование и сегодня, численность последователей «епископа» Гурия на всей территории Российской Федерации составляла 5 тысяч человек.


Источник: Анти-Раскол