Борец с расколами: жизнь и смерть архиепископа Илариона (Троицкого)
Революции, смуты и войны на протяжении всей истории земли время от времени встряхивают общество, пересеивая и выявляя, кто есть кто и кто с кем. Кто с добром и правдой, а кто сознательно служит злу, и даже больше – кто служит злу под маской добра.
Начало ХХ века не предвещало особых бед для Русской Церкви, возводились храмы и монастыри, простой народ жил трудом и молитвой и все оставалось для большинства неизменным. Лишь некоторые чувствовали, что что-то идет не так, и первым звоночком стал 1905 год, потом февраль 1917-го а потом и октябрь, который снес многовековой уклад жизни русского народа.
СССР стал первым государством, в котором атеизм превратился в государственную религию. Как мы знаем, все, что связывало народ с верой в Бога, безжалостно истреблялось, люди, которые служили Богу в Священном сане, уничтожались – как, впрочем, и сами миряне разных сословий и политических взглядов.
Одной из жертв нового режима стал архиепископ Иларион (Троицкий), посвятивший жизнь борьбу с расколами и возвращению в Церковь патриаршества
.
Детство и юность будущего архиерея
Родился Владимир Алексеевич Троицкий 13 сентября 1886 года в Подмосковной священнической семье. С раннего детства молитвы отца и благочестие матери, которые создавали неповторимую атмосферу отчего дома, закладывали в будущем мученике ростки веры.
Маленький Володя любил познавать мир, его интересовало все, и интерес этот в пятилетнем возрасте выразился в следующем комичном случае. Однажды во время игры он всерьез надумал идти из родного села учиться в Москву. Взяв в напарники своего трехлетнего брата, он потопал на выход из деревни, а когда младший устал и начал проситься с плачем домой, Владимир сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Бросил его и пошел дальше один. К счастью, родители вовремя заметили пропажу и быстро вернули детей домой.
Эта детская тяга к учению отразилась затем в рвении, с которым мальчик брался за школьные, а после и семинарские предметы. В 1910 году, двадцати четырех лет от роду, Владимир Троицкий оканчивает Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. После выпуска молодой богослов остается при духовной школе профессорским стипендиатом и в 1913 году получает очередную ученую степень – магистр богословия за свой фундаментальный труд «Очерки из истории догмата о Церкви».
Монах-богослов и восстановление патриаршества
Перед будущим священномучеником встал выбор жизненного пути: жениться, или принять постриг? История не сохранила данных о том, колебался ли Владимир Алексеевич в своем выборе или принял решение сразу, но известно, что 28 марта в скиту Параклит, который относился при Троице-Сергиевой Лавре, магистр богословия Владимир Троицкий стал монахом Иларионом. А 5 июля того же года он уже архимандрит и инспектор Московской духовной академии, а также экстраординарный профессор на кафедре Священного Писания Нового Завета.
Период с 1912 по революцию и Поместный собор 1917-1918 годов является золотым временем богословских и научных трудов святителя. За эти чуть более пяти лет в свет вышло очень много его статей и заметок в разных периодических изданиях.
На поместном соборе 1917-18 гг. архимандрит Иларион был одним из тех, кто не просто выступал за восстановление патриаршества, но и приложил много усилий к тому, чтобы на основании истории Русской церкви доказать всю ошибочность решений Петра Первого:
«Никогда Русская Церковь не была без первоиерарха. Наше патриаршество было уничтожено Петром Первым. Кому оно помешало? Соборности Церкви? Но не во время ли патриархов было особенно много у нас соборов?.. Из-за патриарха тебя, Государь, не видно стало. И Никон, уходя с патриаршества, писал: «Пусть ему, Государю, без меня просторнее будет». И эту мысль Никона воплотил Петр, уничтожив патриаршество. «Пусть мне, государю, без патриарха просторнее будет»… Отцы и братия! Не нарушайте радости нашего единомыслия… Зачем вы боретесь против церковного сознания. Бойтесь! Как бы не оказаться вам богоборцами! (Деян. 5; 39). Вспомните, когда мы служили в патриаршем Успенском соборе, разве не больно было нам видеть пустое патриаршее место?».
Революция и обновленцы
Октябрь 1917 года разделил жизнь на «до» и «после». После прихода большевиков к власти сразу же начались гонения на Церковь. В 1917 году уже полилась кровь первых мучеников священников, а в следующем был убит первый архиерей – киевский митрополит Владимир.
В марте 1919 года архимандрит Иларион был впервые арестован и посажен. Правда, всего на два месяца, но эти два месяца стали началом исповеднического пути священномученика. По освобождении он сразу же нарекается, а 25 мая происходит его хиротония в епископа Верейского, викария Московской епархии.
Основной деятельностью владыки Илариона была борьба за чистоту духовенства Православной Церкви, что особенно затруднялось в связи с разгулом обновленчества. Раскол, который вырос из замысла Троцкого, должен был изнутри разъедать церковный строй и доделывать ту работу, которую не могли воспроизвести органы НКВД в уничтожении Церкви.
В 1922 году владыку впервые сослали в Архангельск, но через год он снова возвращается в Москву. После ссылки епископ Иларион возводится в сан архиепископа Святейшим патриархом Тихоном. 22 июня владыка выгнал из Московского Сретенского монастыря обновленцев и заново освятил собор Владимирской иконы Божьей Матери великим чином. После этого его выслали на Соловки – подальше от Москвы и посуровее в плане условий.
Соловки, кончина и прославление
Даже находясь в удручающей обстановке лагерной жизни, владыка старался не терять чувства духа. В 1926 году он был в числе епископов, которые написали знаменитую Соловецкую декларацию, определяющую положение Церкви в новых условиях.
В ноябре 1927 года Иларион и еще 15 епископов единодушно постановили сохранять верность митрополиту Сергию (Страгородскому). Сам владыка не только увещевал отступивших в расколы собратий епископов и священников, но не боялся сказать и грозное слово агентам ГПУ, которые всячески пытались склонить его к расколу, обещая свободу, всякие блага и даже белый клобук. Одним из тех, кто пытался привлечь владыку к сотрудничеству, был куратор раскольников Тучков (даже несмотря на то, что его мать была монахиней, он всячески преуспевал в разрушении церковного строя).
Не сломив владыку на Соловках, в 1929 году власти решили отправить страдальца на поселение в Алма-Ату. Во время этапа с одного места на другое, под Петербургом, архиепископа обокрали, и в пункт назначения он прибыл уже больным сыпным тифом, в подранной одежде, кишащей вшами.
28 декабря 1929 года в тюремной больнице в 43-летнем возрасте архиепископ Иларион почил. Усилиями митрополита Серафима (Чичагова), управлявшего тогда Петербургской кафедрой, удалось добиться разрешения на его погребение церковным чином, который и был совершен митрополитом Серафимом в сослужении нескольких епископов. Погребен мученик был на Новодевичьем кладбище Москвы, недалеко от могил родственников патриарха Алексия Первого.
В 1999 году состоялось прославление новомученика и были обретены его честные мощи, на которых, несмотря на сырость, даже облачение сохранилось целым. Местом пребывания святых мощей священномученика Илариона стала Московская Сретенская обитель, которую он некогда героически отстоял, отобрав у обновленцев.
http://uoj.org.ua/publikatsii/chya-to-zhizn/borets-s-raskolami-zhizn-i-s...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии