Больше, чем пророк. Екатерина Иванова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Рождество пророка Иоанна Предтечи празднуется Православной Церковью с особой торжественностью. И это не удивительно, ведь обстоятельства его рождения были совершенно исключительными. Это было время, когда уже совсем скоро должно было случиться на земле главное Рождество в человеческой истории — рождение Спасителя, и знойный воздух Палестины дрожал от напряжения… Не все чувствовали этот огненный жар сбывающихся пророчеств, не все видели Ангелов, сходящих с Небес на землю. Но первосвященник Захария был одним из тех, кто встретился с вестником воли Божией лицом к лицу…

Тот самый Архангел

…Это случилось, когда Захария вошел в Иерусалимский храм для каждения — самого важного священнодейства в те времена. Состояло оно в том, что священник, которому выпал жребий совершить этот обряд, входил во святилище и возлагал на алтарь благовонный фимиам — символ молитвы его народа к Богу.

Во время каждения Захарии явился Ангел и сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк. 1, 13).

О чем молился в тот момент праведный священнослужитель? Вряд ли о своих личных нуждах — ведь священник, входящий во святилище, был, в первую очередь, представителем всего народа. Блаженный Августин предполагает, что Захария молился в этот момент о пришествии Мессии. Значит, говоря об услышанной молитве, Ангел пообещал ему, что Мессия вот-вот придет. Уже намечен и предтеча Мессии, каковым будет сын Захарии. Этому мальчику выпадет тяжелая ноша, поэтому Господь дарует ему особые таланты, о которых тоже произносится предзнаменование: он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 15–17).

Захария в ответ на эту радостную весть просит у Ангела знамения, и Ангел называет свое имя: Гавриил! Это имя должно быть хорошо знакомо священнику — ведь именно Архангел Гавриил дал пророку Даниилу великие обетования о приходе Мессии, и вот они — сбываются! Но Захария являет нестойкость в вере, сомневается, поскольку по естеству они с супругой уже не могут, кажется, быть родителями, — и в наказание Гавриил налагает на него печать немоты, которая падет тогда, когда исполнятся слова Ангела о рождении будущего пророка.

Первая встреча

Захария, несмотря на глубочайшее потрясение и немоту, оставался в Иерусалиме несколько дней, чтобы закончить свое священническое служение. Такова была его верность долгу. Его жена Елисавета скрывала от окружающих свою беременность до тех пор, пока к ней не пришла Сама Пречистая Дева. В тот момент, когда они встретились, младенец во чреве Елисаветы «взыгрался радощами», то есть начал активно двигаться, и мать заметила это. Так святой Иоанн, еще не родившись, единственно доступным ему способом приветствовал своего Господа в их первую встречу. А праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, произнесла пророчество, которое и по сей день, в отрывке из Евангелия от Луки, читается на Богородичных службах: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк. 1, 42). Такое простое и обыденное на первый взгляд событие, как встреча двух родственниц, будучи наполнено духовным содержанием, приобрело вселенский масштаб.

Между жертвенником и алтарем

Все сказанное Архангелом Гавриилом сбылось в судьбе святого Иоанна полностью. Но его родителей к моменту исполнения этого предсказания уже не было в живых. Церковное предание говорит о том, что Захария был убит по наущению царя Ирода. Ирод, несомненно, знал о чудесных знамениях, сопровождавших рождение пророка, и вознамерился его убить, ошибочно полагая, как и многие потом, что Иоанн и есть тот самый Мессия. Праведная Елисавета укрылась с младенцем в горах, а Захария служил свою череду в Иерусалимском храме. Воины Ирода тщетно пытались выпытать у отца, где спрятан его сын, и закололи священника между жертвенником и алтарем, о чем впоследствии напомнил иудеям Сам Спаситель: да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35). Елисавета умерла через сорок дней после смерти мужа.

Святой Иоанн остался сиротой и, скорее всего, был взят на воспитание обособленно живущими иудеями — ессеями. Ессеи не вступали в брак, но принимали на воспитание чужих детей. В отличие от других иудеев, ессеи не приносили жертвы в Храме, а совершали собственные очистительные жертвоприношения. Многое в образе жизни Крестителя Господня Иоанна напоминает обычаи ессеев — и обет безбрачия, немыслимый для правоверного иудея, и удаленность его служения от Храма. Но между сектой ессеев и святым пророком есть кардинальное различие: ессеи были целиком и полностью во власти ветхого закона, а Иоанн Предтеча являлся своеобразным связующим звеном между царством Закона и Царством Благодати.

Нередко Иоанна Крестителя относят к назореям. Так назывались люди, полностью посвятившие себя Богу. Они давали обет в течение некоторого времени не пить вина и более крепких напитков, не стричь волосы, не прикасаться к умершим, чтобы не оскверниться. Очевидно, что если святой Иоанн Креститель дал такой обет, то сроком на всю жизнь.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное»

Проповедь святого Иоанна — проповедь покаяния — была чрезвычайно далека от законничества ессеев, нова и удивительна для его последователей. Подобно ветхозаветным пророкам, он обличает народ Израиля в отступлении от заповедей Божиих: Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3, 8–9). Но спасение уже близко: грядет Мессия. Идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16). Наставления святого пророка просты, видно, что он говорит с простыми людьми, которые и хотели бы соблюсти все заповеди, но запутались «в сложностях современной жизни»: И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3, 10–14). Для каждого у грозного пророка находится слово одобрения: все получится, как бы трудно ни казалось поначалу, потому что уже совсем близко Сильнейший.

Креститель и Крещаемый

Святой Иоанн видел Господа во время Его земной жизни всего один раз — в момент совершения Крещения. Господь начинает с крещения у Иоанна Свое общественное служение. Он приходит к берегам Иордана тогда, когда в народе появилось всеобщее стремление к крещению и покаянию, то есть когда дело Пророка и Крестителя Иоанна было уже выполнено. Иоанн лучше многих понимал, Кто стоит перед ним. Он в ужасе воскликнул: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Но Спаситель сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). После этого Господь на сорок дней удалился в пустыню, а Его Предтеча принял мученическую смерть по повелению Ирода Антипы.

Пока Предтеча находился в темнице, между его последователями и учениками Иисуса Христа произошел спор. Многие почитали Иоанна Мессией, и не все были готовы к тому, что Мессией окажется скромный плотник из Назарета, ничем до сих пор не примечательный. Уже пребывая в темнице, святой пророк послал двоих своих учеников, чтобы они спросили Иисуса прямо: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? (Мф. 11, 3). Согласно церковному толкованию, Иоанн отправил это посольство не ради себя, а только ради своих учеников, чтобы они, сомневающиеся, лично увидели Господа в лице Христа.

Когда же вышли от Иисуса ученики Иоанна Крестителя, Господь обратился к народу с такими словами: Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его (Лк. 7, 26–28). Как понять это высказывание? По толкованию святителя Иоанна Златоуста, под меньшим в Царстве Небесном Спаситель имеет в виду Самого Себя, младшего по возрасту относительно Своего Предтечи и меньшего по мнению многих. Есть и другое толкование этих слов: Господь хотел подчеркнуть, что с Его пришествием в мир начинается новая эпоха, и самая великая праведность Ветхого Завета не может превзойти новозаветной жизни, вход в которую открывается крестной смертью и воскресением Христовым.

Газета «Православная вера» № 13 (585)

https://eparhia-saratov.ru/Articles/bolshe-chem-prorok