Болгарский слон в Македонской церковной лавке. Кирилл Александров
Чему можно поучиться на примере церковного раскола в Македонии.
Заявление президента Болгарии Румена Радева о том, что Болгарская Православная Церковь должна поддержать идею автокефалии для раскольнической (на данный момент) церкви Македонии вновь поднимает тему церковных расколов и вмешательства государств в эти дела. Тему болезненную для Украины. Есть ли тут параллели и можно ли чему поучиться на чужих ошибках?
В прошлом 2017 году, македонский раскол «праздновал» свой первый юбилей – 50 лет вне общения со всей полнотой Вселенской Православной Церкви.17-19 июля 1967 года в Охриде состоялся Церковно-народный собор, на котором Македонская Православная Церковь провозгласила свою автокефалию, не признанную ни одной из Поместных Православных Церквей. На тот момент Македонская Церковь была автономной в составе Сербской Православной Церкви. Можно подумать, что это было выражением воли духовенства и народа, но нет. Это было выражением воли правящей коммунистической партии Социалистической Федеративной Республики Югославия, которая таким образом стремилась расколоть и уничтожить Сербскую Православную Церковь. Точно также и компартия в СССР поддерживала обновленческий раскол в 20-х годах. Об этом прямо говорит македонский историк Дон Илиевский в книге «Смысл некоторых возражений против автокефалии МПЦ»: «в 1967 году на заседании Центрального Комитета Коммунистической партии было принято решение о провозглашении автокефальной Македонской Православной Церкви, которая прекратит все канонические отношения с Сербской Православной Церковью».
История самой Македонии весьма трагична, как и прочих балканских государств и народов. Македония в давние времена принадлежала то к Византийской империи, то к Османской, то к Болгарскому царству, то к Сербскому. В XX веке она входила (вся или по частям) то в состав Греции, то Болгарии, то Югославии, то Албании. Церковные дела там также запутанны, как дела государственные и этнические. Епархии, расположенные на территории Македонии зачастую мигрировали от одной Поместной Церкви к другой вслед за государственной принадлежностью самой территории. При этом нередко происходили этнические чистки самого духовенства. Так в начале Второй Мировой Войны, когда сербская и греческая части Македонии были аннексированы Болгарией, которая воевала тогда на стороне фашистской Германии, сербские и греческие македонские приходы были переведены в юрисдикцию Болгарского экзархата. При этом значительная часть духовенства сербской и греческой национальности была изгнана болгарскими властями, а те священники, которые остались (в основном македонцы по национальности) были обязаны дать подписку о лояльности Болгарской Православной Церкви. После Второй мировой войны македонские епархии в качестве автономной церкви вошли в Сербскую Православную Церковь.
Рассказывать о политических перипетиях Македонии, о том как ее собирали, делили, а потом опять собирали более сильные соседи можно еще очень долго, но вывод из всего этого следует только один – когда церковные вопросы решаются в угоду текущей, и при этом весьма изменчивой политической конъюнктуре, это приносит один только вред самой Церкви и добавляет страданий народу и так страдающему от политических разделений.
Политическая ситуация на Балканах весьма шаткая, межэтнические и межгосударственные конфликты вспыхивают там довольно часто. В самой Македонии, 25% населения которой оставляют албанцы, существует угроза албанского сепаратизма по примеру Косово. С начала 2000-х годов в Македонии действует албанская Армия национального освобождения.
Благодаря дипломатическим усилиям этот конфликт сейчас находится в спящей стадии, но в любой момент может вспыхнуть с новой силой. Как и другие спящие конфликты в балканских странах. И если произойдет опять какое-либо политическое переформатирование Балкан (а некоторые политические аналитики говорят об этом как о неизбежном), то получается, что опять Сербская, Албанская, Болгарская и Константинопольская Православные Церкви опять вынуждены будут делить между собой епархии и приходы?
И если бы они сами (т.е. Церкви) решали бы эти вопросы, то это еще полбеды. Плохо то, что эти вопросы зачастую решаются под давлением политиков, которые в этом преследуют отнюдь не церковные интересы, а свои политические. А Церковь при этом становится разменной монетой при решении геополитических задач. Именно так и следует расценивать вмешательство болгарского президента Р. Радева в македонские церковные дела.
Церковь в Болгарии отделена от государства, так почему же глава этого государства дает архиереям наказ, как им действовать в вопросе о каноническом статусе церкви в Македонии? «… мы должны помогать Македонской Церкви», – заявил президент Болгарии. Церкви надо не помогать, ей надо не мешать! Церковь сама разберется в своих делах исходя из своих церковных соображений и руководствуясь своими церковными интересами.
И если бы политики не вмешивались, то вопрос с каноническим статусом церкви в Македонии был бы уже решен еще в 2002 году. Тогда между Сербской Православной Церковью и раскольнической церковью в Македонии были подписаны так называемые «Нишские соглашения». Подписи под этими соглашениями поставили четыре епископа Сербской Православной Церкви, и три епископа Македонской Православной Церкви.
Согласно документу, Македонская Православная Церковь получала права широчайшей автономии и свое историческое название – Охридская Архиепископия. И все бы хорошо, но тут опять вмешалась политика. Власти Македонии оказали давление на Архиерейский Синод МПЦ, и тот отверг уже подписанное соглашение, над которым стороны трудились целых четыре года.
Однако один из подписантов «Нишских соглашений», архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) остался верен им и вернулся вместе со своей паствой в Сербскую Православную Церковь в качестве автономной Охридской Архиепископии, как и было оговорено в «Соглашениях». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II написал Патриарху Сербскому Павлу по этому поводу следующее: «Нас глубоко печалит пребывание верующих Республики Македония вне лона Церкви. Единственное утешение Господне, что один из архиереев Республики Македония – митрополит Велесский Иоанн (сейчас архиепископ Охридский), вступил в каноническое единство и единение с Вашей Святостью, а вместе с этим и со Вселенским Православием. С чем мы и поздравляем этого брата во Христе через Вас и дважды упоминаем его в наших молитвах».
Таким образом на территории Македонии образовалась каноническая Охридская Архиепископия, которая находилась в единении со Вселенским Православием через Сербскую Православную Церковь и раскольническая Македонская Православная Церковь. И тут начали происходить очень интересные и показательные события: открытое гонение на Охридскую Архиепископию и переход в нее значительного числа монашествующих из раскола.
В 2004 году Македония приняла «Декларацию в поддержку Македонской Православной церкви», согласно которой каноническая Охридская Архиепископия объявлялась незаконной на территории Македонии. Ее предстоятель архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) 7 раз (!) был осужден по ложным обвинениям, а имущество Архиепископии арестовывалось.
Международная правозащитная организация «Amnesty International» назвала архиепископа Иоанна «узником совести» и потребовала его освобождения.
Несмотря на гонения, на сегодня Православная Охридская Архиепископия состоит из одной митрополии и шести епископий. К ней продолжают присоединяться как духовенство, так и верующие люди, желающие быть в единстве со Вселенским Православием. Викарий Охридской архиепископии епископ Стобийский Давид (Нинов) говорит об этом так:«Среди нас есть люди, которые, будучи раскольниками, пришли на литургию на Святой Горе Афон или в других соседних Поместных Церквах, и тот факт, что святогорцы, как и священники Поместных Церквей, не позволяют раскольникам причащаться в канонической Церкви, дал возможность многим из них понять, что такое раскол, и вернуться в церковное единство».
Этими словами еще раз подтверждается тезис о том, что люди, стремящиеся пребывать в канонической Церкви, руководствуются исключительно религиозными мотивами, они думают, прежде всего, о своей душе и о спасении. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33) заповедал нам Христос. В то время как пребывающие в расколе ищут другое: национальную идентичность, государственную независимость и так далее. Что угодно, только не «Царства Божия и правды Его». Может быть, само по себе это все и не плохо, только это уже не христианство, а некая религия, стоящая на страже государственных или национальных интересов.
И вот, 23 ноября 2017 года, «Священный Синод» раскольнической Македонской Православной Церкви призывал к установлению евхаристического общения с Болгарской Православной Церковью, сделав в ее адрес широкий реверанс – признание Болгарского Патриархата своей «Матерью-Церковью». А уже через четыре дня, 27 ноября 2017 года Синод Болгарской православной церкви принял постановление, согласно которому БПЦ «обязуется оказать полное содействие, ходатайство и заступничество перед Поместными православными церквями, предприняв всё, что необходимо для установления канонического статуса МПЦ».
В переводе с церковно-дипломатического на простой язык это означает, что Болгарская Церковь пока что не признает раскольническую МПЦ, но сделает это, если другие Поместные Церкви будут не против. А они оказались против. 14 декабря Синод Элладской Православной Церкви заявил о недопустимости вмешательства Болгарской Церкви в юрисдикцию Сербской Церкви. А 9 февраля 2018 года в Священный Синод Константинопольской Православной Церкви заявил, что рассматривает действия Болгарской Православной Церкви как антиканонические. Плюс к тому, перед Болгарской Церковью возникает вопрос морально-этического порядка: а как же гонимые братья из канонической Охридской Архиепископии, которые пребывают с Болгарской Церковью в полном каноническом общении?
Вот в этих условиях и понадобилось «поднажать» на болгарских архиереев президенту Болгарии Р. Радеву. Поддадутся ли архиереи на такое неприкрытое давление – время покажет. Одно ясно: ничего хорошего это не принесет никому: ни Вселенскому Православию в общем, ни каждой из Поместных Церквей по отдельности, ни даже самой Македонской Православной Церкви. Почему, понять не сложно. Рано или поздно (скорее рано), проживающие в Македонии этнические албанцы пожелают отделиться уже от самой МПЦ, аргументируя это всякими разногласиями (настоящими или мнимыми) с ее руководством.
Каковы же тут параллели с Украиной?
Во-первых, это абсолютно безграмотное и безответственное вмешательство политиков в церковные дела. От этого происходит только вред и ничего больше. Именно давление властей на духовенство не позволяет уврачевать расколы и в Украине и в Македонии. Если убрать политические интриги власть имущих вокруг Церкви, то сами верующие и духовенство смогут между собой договориться намного быстрее.
Во-вторых, это то, что в возникновении самих расколов, как украинского, так и македонского, а также в том, что они смогли организационно оформиться как раскольнические организации, главную роль сыграло не духовенство, а политики. В случае Македонии – это правящая коммунистическая партия СФРЮ, а в Украине – люди, еще недавно состоявшие в компартии. Один из основных руководителей Украины, активно поддержавших раскол в 1992 году, был первый президент Украины Л.М.Кравчук, который до августа 1991 года был членом Центрального комитета Компартии СССР и членом Политбюро Центрального комитета компартии Украины. То есть, по сути это были те же коммунисты, но уже успевшие положить на стол партбилет из-за изменившейся политической конъюнктуры.
В-третьих, это попытки в вопросе признания каноничности раскольнических организаций, перепрыгнуть через голову «матери-Церкви» и поискать возможность признания у другой поместной Церкви. В украинском случае – у Константинопольской, в Македонском – Болгарской. При этом под термином «матерь-Церковь» следует понимать именно ту Поместную Церковь, к которой раскольническая группировка принадлежала до ухода в раскол, а не ту, в состав которой она когда-то там входила, в какие-то исторические периоды.
Но при этих всех параллелях и сходствах есть одно очень серьезное различие. И его очень часто не замечают не только обыватели, но и уважаемые эксперты. Так журналист Виталий Портников в статье «Македонское чудо», опубликованной на портале LB.ua пишет у же в самом предисловии: «Синод Македонской православной церкви – Охридской архиепископии, которая 50 лет назад в одностороннем порядке провозгласила свою независимость от Сербской православной церкви и «выпала» из мирового православия – точно как спустя десятилетия Украинская Православная Церковь Киевского патриархата…». И при этом делает концептуальную ошибку, которая делает ошибочными все его дальнейшие рассуждения и выводы.
А дело вот в чем. Как бы там ни было: неканонично, под давлением властей и так далее, но в Македонии в 1967 году в раскол ушла вся Македонская Православная Церковь, имевшая на тот момент статус автономной в составе Сербской Православной Церкви, со всеми епархиями приходами и монастырями. Это была именно та церковная структура, которая возникла в македонских землях еще в XI веке. В Украине же в 1992 году в раскол ушел один митрополит Филарет (Денисенко), поддержанный двумя запрещенными в служении архиереями, ни один из которых не был епархиальным.
Ни одна епархия, ни один монастырь, ни одно духовное учебное заведение не поддержали раскольнических действий г-на Денисенко. Только единичные приходы ушли за ним в раскол. В Украине осталась действовать каноническая церковная структура – Украинская Православная Церковь. И г-н Денисенко сотоварищи откололся в первую очередь от Украинской Православной Церкви, и это был именно церковный раскол внутри независимого государства Украина.
А когда говорят, что УПЦ КП порвала отношения с Русской Православной Церковью (что также конечно, правда) то для непосвященного обывателя это выглядит, как такой себе патриотический шаг достойный уважения. Нет, г-н Денисенко ушел, прежде всего, из УПЦ, которая была основана в X веке (естественно под другим названием и с другим статусом) и которая существует в Украине до сего дня. А та структура, которая сегодня именуется УПЦ КП – это организация, образованная с нуля в 1992 году в угоду тогдашней политической конъюнктуре и нереализованным амбициям г-на Денисенко стать Патриархом Московским.
Это есть исторический факт, который надо учитывать всем серьезным аналитикам и экспертам, пишущим на тему расколов в православии.
Возвращаясь к болгарскому президенту Р. Радеву и его заявлению, можно сказать следующее. Какими бы красивыми совами не прикрывались бы его действия касательно церкви в Македонии, они несут вред церковным делам. Попытки легализовать македонский раскол политическими договоренностями или иным неканоническим путем стимулируют само явление раскола (сепаратизма) и толкают других на подобные действия. Даже В.Портников признает: «…процесс возвращения каноничности МПЦ может уменьшить страх раскола в мировом православии».
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 9). Правило «разделяй и властвуй» придумали еще в древнем Риме. С тех пор ничего не изменилось, именно так борются с Церковью Христовой ее враги.
А для действительного, а не мнимого уврачевания расколов нужно сделать, прежде всего, одно – предоставить самой Церкви решить свои проблемы без вмешательства политиков.
http://spzh.news/ru/zashhita-very/52122-bolgarskij-slon-v-makedonskoj-ce...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии