Богослужение о единстве христиан в Москве
21 января, в четвертый день Недели молитв о единстве христиан, в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии прошло межконфессиональное богослужение с участием представителей разных христианских Церквей и церковных общин — Русской Православной Церкви, Армянской Апостольской Церкви, Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России, Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии, христиан веры евангельской (пятидесятников) и Российского союза Евангельских христиан-баптистов. Участники богослужения поделились своими размышлениями о перспективах христианского единства и важности совместного свидетельства перед лицом вызовов современного мира. Во время богослужения звучали песнопения в исполнении хора Кафедрального собора и хора Церкви Божией в Царицыно (РОСХВЕ).
Иеромонах Стефан (Игумнов), руководитель Секретариата по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
Ваше высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!
Рад приветствовать всех вас от лица Российской Православной Церкви. В Евангелии Христовом Господь говорит о том, как некий сеятель сеял семя, которое впоследствии принесло различный плод или вовсе не принесло плода. Что это за семя, братья и сестры? Это семя Слова Божия, которое Господь всевает в наши сердца. Это семя Евангелия Христова. Евангелие — вечное, неизменное и бесконечно актуальное. Актуальное всегда. Это то Евангелие, та книга, в которой мы можем найти ответы на все вопросы, касающиеся нашей жизни. Это то Слово Божие, через которое Господь призывает нас к чему-то, через что Он пытается зажечь в наших сердцах огонь любви – ответной любви к Нему и нашим ближним.
О чем же это Слово сегодня? Сегодня, когда мы видим, как во всем мире умножается скорбь, умножаются страдания, не становится меньше бедных людей, не становится меньше больных людей, умножаются политические проблемы в отношениях между странами, между некоторыми народами. Когда мы видим, как в некоторых частях нашего мира гибнут ни в чем неповинные, беззащитные люди, многие из которых являются нашими с вами братьями во Христе. В это самое время Господь обращает к нам все те же евангельские слова о любви, о деятельной любви. Конечно же, Он хочет, чтобы мы услышали эти слова, чтобы мы открыли наши сердца сегодня, в нынешних обстоятельствах к тому, чтобы принять Его слово внутрь себя, и чтобы понять, как мы можем быть христианами сегодня не только по имени, но и по делам своим. Поскольку в мире еще есть страдания и страдающие люди, значит, мы как христиане должны, отвечая на призыв Божий, отвечать этим людям. Отдавать всю свою жизнь ради служения им.
Значит, мы как христиане, должны объединять свои усилия ради этого служения, ради помощи ближнему и ради проповеди Евангелия в этом мире. Говоря о том, что Он всевает в наши сердца Свое слово, Свое семя — семя жизни вечной, Господь ждет от нас — именно от нас, а не от кого-то другого, что мы ответим на этот призыв, и что именно в нашем сердце это семя возрастет.
Поэтому хотелось бы каждого из нас призвать к проявлению деятельной любви христианской сегодня, к тому, чтобы быть христианами не только на словах, но и на деле, чтобы крепить наше единство ради проповеди Слова Божия в этом мире и ради помощи всем страждущим, и да поможет нам в этом Бог.
Сергей Ряховский, Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)
Дорогие братья и сестры, возлюбленные Господом нашим Иисусом Христом, дорогие братья и сестры православные, католики, протестанты!
Для нас очень важно то, что мы вместе – пусть раз в году – можем собраться на особую молитву, на особое служение, которое объединяет нас вокруг нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Без Него мы не способны объединиться. Всё вокруг его имени. Этот год – год особенный. Мы видим события, которые, как упомянул отец Стефан, происходят во всем мире, происходят в России. Мы видим вызовы XXI века, экономические, социальные, финансовые, моральные, этические вызовы. Их будет, видимо, все больше и больше. В Священном Писании написано, что будет умножаться беззаконие. Мы не должны удивляться тому, что умножается беззаконие. Но там же написано, что будет преизобиловать благодать (ср. Рим 5, 20). Мы спасены благодатью Господа нашего Иисуса Христа. В каждом из нас действует Его благодать.
Мы читали сегодня в послании апостола Павла к Римлянам: «…всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим 10, 13). Но кто донесет это слово, если христианство, мировое христианство, Церковь Христа, будет страдать от дефицита единства? Наверное, пришло время объединить наши усилия, не только в своем храме. Если бы каждая молитва была как горящая лампочка, горящая свеча, то, мне кажется, что даже если бы по всей Земле была тьма, Россия покрылась бы божественным светом молитвы. Мы можем молиться каждый в своем храме, в своем приходе, в своей Церкви, в своей конфессии. Но слава Тебе, Господи, что мы научились молиться вместе, искать лица Господа вместе. Вызовы, стоящие перед нами, весьма значимы и существенны, и с ними мы не сможем справиться поодиночке. Вот почему нужно единство.
Да, мы много молимся, но есть ли такие делатели, о которых написано: жатвы много, делателей мало? Деятелей хватает – в каждой конфессии есть свои деятели. Но как много делателей, которые смиренны, сокрушенны, кротки, которые готовы ради благословения ближнего, ради того, чтобы быть принятым и услышанным другим человеком, христианином, но другой конфессии, другой традиции, который по-другому молится, по-другому поет.
У меня есть такая прихожанка, мы зовем ее «баба Алла», она всегда говорит: «Пастор, вы так много молитесь, но когда к молитве будем “делать ноги”?» Имеется в виду – помолился, и иди, делай. Помолился – и иди, делай. Помолился – и иди, служи. Помолился – и встань. Оторви свое “одно место” от сидения и иди и трудись перед Господом. Да, может быть, одни проповедуют слишком традиционно, другие слишком современно, но это украшение всей Церкви Христа. Я уверен – когда мы вместе, мы сильней. Я уверен, что, когда объединяются наши усилия, мы не просто говорим: «Я почитаю тебя, брат, я почитаю тебя, сестра». Наш Христос, Господь и Учитель, сказал: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20, 26).
Я думаю, в XXI веке пришло время, когда люди в Церкви изменят свое отношение друг ко другу, потому что если мы этого не сделаем, то тьма придет на Землю. Я верю – в Церкви, в каждой конфессии есть достаточно духовной силы, духовного помазания, духовной власти, чтобы преодолеть отсутствие единства и быть едиными в проповеди Евангелия. А уже в какие храмы придут люди, где они будут служить Господу, пусть усмотрит Господь. С высоты небес Ему наши заборы, стены, барьеры не видны. Слава за это Господу, и пусть Господь благословит наше желание быть вместе и молиться вместе.
В этом году мы ожидаем большое событие, когда здесь, в России, в Москве, соберутся христиане всего мира, и будут говорить о том, как нам вместе защищать нашу веру, чтобы она была торжествующей, чтобы она была победоносной верой, чтобы те слова, которые сказал Христос – идите, проповедуйте сие Евангелие, по всей Вселенной, в Иерусалиме, Иудее, Самарии, и до края земли (ср. Мк 16, 15), исполнились в XXI веке, и да поможет нам Бог.
Пастор Андрей Бобылев, Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России
Дорогие братья и сестры, я приветствую вас от имени архиепископа Евангелической Лютеранской Церкви Дитриха Борисовича Брауэра, от Евангелической Лютеранской Церкви в России.
Мне очень приятно здесь быть, и все время, когда здесь бываю, я чувствую себя как дома. Во-первых, этот орган, который очень красиво сегодня играл, я видел десять лет, пока изучал медицину и теологию в Базельском университете, и этот орган для меня тоже что-то свое. В течение десяти лет он вдохновлял меня на молитву, и мне очень приятно, что теперь эта частичка Базеля находится в Москве. Также этот район, Грузины, очень для меня близок, я здесь провел свое детство, и мне всегда приятно проходить по этим переулкам, улицам и вспоминать свое детство.
Сегодня отец Стефан прочитал великолепный текст о Слове Божием. Мы, здесь сидящие, я думаю, уже знаем наизусть эту притчу – притчу о том, как зерно попадает на разную почву, как оно удобряется. И мы видим очень интересные моменты, что одно зерно не проросло. Но я думаю, что может быть через год это зерно и прорастет, когда на него упадет дождь, или когда ветер унесет его на плодородную землю. И подумаем также и о птице. Там говорится: птицы взяли и склевали зерно. И что же с этим зерном случилось, как вы думаете? Я думаю, что это зерно тоже попало в землю. Господь создал птицу и ее желудок таким способом, что любое зерно, попавшее к ней, где-то попадет на землю и прорастет. Вот я думаю, что Слово Божие тоже имеет такую структуру, что оно прорастает не всегда там, где, как нам кажется, оно должно прорасти. Или же оно прорастет позже.
Я думаю, что каждый из нас пришел к вере по-разному. Кто-то благодаря Католической Церкви, кто-то благодаря Православной Церкви, кто-то благодаря Лютеранской Церкви. Но Господь нас не будет спрашивать, какую церковь мы посещали. Господь нас спросит — верили ли мы во Христа. И Христос объединяет нас. Да благословит Господь вас, здесь сидящих. Аминь.
Пастор Игорь Алисов, настоятель Евангелическо-лютеранского прихода Святой Троицы Церкви Ингрии в Москве
Дорогие друзья, братья и сестры! Уважаемый архиепископ!
Раз в году представители конфессий собираются для того, чтобы вместе молиться о единстве. Но сегодня как никогда христиане переживают нелегкое время. Особенно в Европе. Россия, как, может быть, и не хотелось бы кому-то, это часть Европы. И секулярные взгляды, и либерализм все больше и больше проникают сегодня в христианскую теологию, практику. Самое удивительное, что именно протестанты Европы становятся активными носителями либерализма и связанного с этим неверия. Венчание гомосексуальных пар, рукоположение женщин, феминизм, отрицание авторитета Священного Писания, вот далеко не все вопиющие злоупотребления, которые пропагандируются некоторыми религиозными лидерами как нормы. Читая Священное Писание, Евангелие, мы ясно видим, как отличаются от слов Христа лозунги многих сегодня современных псевдохристианских пророков, особенно в Европе. Снимаются кресты с христианских храмов, вводятся запреты на христианскую символику, и это в то время, когда ислам в Европе и Америке набирает большое количество последователей. Кстати, в том числе и благодаря ясным, пусть, может быть, иногда даже примитивным, но ясным утверждениям и взглядам. Многие христиане Европы демонстрируют, наоборот, размытые, непонятные, либеральные утверждения, которые с недоумением воспринимаются окружающим миром, воспринимаются им как неверие и часто даже предательство собственных традиций и авторитетов, за которые многие люди в недавнем прошлом отдавали свои жизни.
Зачем я все это говорю и какое дело нам, россиянам, до этого? Раньше требовалось примерно десять лет, чтобы новые идеи из Европы активно проникали в Россию. Сегодня все происходит гораздо быстрее. Единственным связующим звеном для христиан всех конфессий всегда являлось возвращение к истине, изложенной в Библии и Евангелии. Потому что традиции и учения, основанные на Предании, различны в конфессиях, порой весьма радикально, и они не смогут быть объединяющим слоем между христианами. Вот почему очень важно сохранять упование на Писание, Библию, как на единственно верное изложенное Слово Божие, только оно способно объединять и сохранять в вере христиан. Но именно это упование у нас сегодня пытаются отнять противники Библии и Евангелия, воспринимающие эти собрания книг лишь как исторические, часто даже как художественные произведения. Имя Иисуса Христа, Сына Божия, истинного и единственного Мессии и Спасителя Израиля и всего человечества, всего мира, нужно проповедовать сегодня в храмах, основывая свою проповедь не на чем ином, кроме как Евангелии и библейских книгах.
Мы, христиане, призваны провозглашать чудесные деяния Божии. Удивительная тема. Как хотелось бы стать таким глашатаем чудесных деяний Божиих. Как хотелось бы донести до каждого человека этот удивительный свет Христов. Это, наверное, мечта каждого семинариста, который только поступил в семинарию, тех, кто собрался начать монашескую стезю и так далее. Донести до людей свет Христов — как это важно и нужно сделать. Вопрос в том, как? Неся Слово Божие. Пусть Господь благословит нас в этом служении. Аминь.
Пресвитер Виталий Власенко, председатель Отдела внешних церковных связей Российского союза Евангельских христиан-баптистов
Дорогие братья и сестры, от имени Российского союза Евангельских христиан-баптистов сердечно поздравляю вас с этим замечательным событием.
Когда я слушал замечательных спикеров, проповедников, я невольно подумал: а что нас, действительно, объединяет? И уже было сказано, что объединяет нас Слово Божие. Когда мы читаем Слово Божие, то мы все согласны. Когда мы начинаем его интерпретировать, начинаются разногласия, споры, ссоры и разделения. В этом году у нас в России уникальное событие – исполняется 140 лет синодальному переводу Библии на русский язык. 140 лет назад благодаря Российскому Библейскому Обществу и Священному Синоду Российской Православной Церкви мы получили синодальный перевод Библии, который во всех Церквах— Евангельской, Католической и Православной — является богослужебным текстом.
Я очень рад, что в этом году мы можем обратить пристальное внимание на Слово Божие – то, что действительно объединяет все конфессии. Собравшись вместе, мы хотим привлечь внимание как верующих, так и неверующих к Слову Божию. Мы хотели бы, чтобы каждый человек в нашей стране, в нашем городе стал читать Слово Божие, потому что Писание говорит: «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим 10, 17). Поэтому я желаю всем вам благословения, я желаю всем вам понимания откровения Слова Божия, я желаю всем вам добра, любви, мира и долготерпения. Чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца нашего небесного. Ему слава за все. Аминь.
Архиепископ Павел Пецци, Митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве
Досточтимые отцы, возлюбленные во Христе братья и сестры!
«Вышел Сеятель сеять» — эти слова мы услышали сегодня вечером. Этот Сеятель — не случайный человек. Этот Сеятель, конечно, как мы знаем, — сам Бог. Что Он вышел сеять? Он вышел сеять Свое милосердие — то, что больше всего, глубже всего определяет Его. Вот и Иисус говорит: вышел Сеятель. Он не мог не говорить это с особым трепетом, потом что думал о самом Себе. Бог вышел из Себя и вошел в историю. Это есть Иисус Христос, лик милосердия Божия. Это точка, в которой сходятся все линии, как великолепно говорил святой Максим Исповедник. В Нем сосредоточена всякая дружба, в Нем сосредоточены как лучи все устремления всего человечества, и это значит, что лишь в Нем мы обретём долгожданное единство.
Этот поток в истории начался с Авраама, как мы услышали сегодня. Потому что в нем семя, которое сеял Сеятель, начало приносить плоды, которые будут распространяться до конца, до скончания века, до конца истории. Потому что в нем, в Аврааме, Бог впервые обращается к человеку «на ты». Человек впервые не должен сам придумывать, как придать единство своей личности, своей семье, своему народу, всей истории. Он впервые в истории открывает, что это единство — дар, который он получает прямо от Бога, который сниходит к нему, обращаясь к нему на «ты».
Вот почему сегодня в нашем собрании я больше всего ощущаю призыв к милосердию Божьему: призыв созерцать его, созерцая друг в друге лицо Бога, созерцая этот поток милосердной любви в том, что другой, который находится рядом со мною, — не враг, но прежде всего друг, который един со мною во Христе.
Фото Н.Гилёвой
Источник: Римско-католическая архиепархия Божией Матери в Москве
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии