Богословский ответ на «Письмо епископа Диомида». Иерей Даниил Сысоев. Часть 1

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Итак. Сегодня я хотел проанализировать один документ. Он является в некотором смысле базовым для деятельности епископа Диомида Чукотского, потому что все остальные документы,  они как бы вытекают из этого документа.   Для начала я, перед тем, как говорить о самом этом документе, должен сказать насколько слов о самой проблеме как таковой.

 Существует такая проблема, что люди часто под видом ревности о Православии борются не за Православие, а непонятно за что. Собственно говоря, именно с этим связана проблема еп. Диомида, потому что он под видом ревности Православия часто, не во всех случаях, а в некоторых, в ряде положений, принимает под видом борьбы за Православие какую-то политическую борьбу, что в общем-то для нас совершенно не приемлемо, не угодно Богу. И это непонимание, которое очень у многих бывает, что, главное – чтобы человек был ревностным, чтобы его гнали, а если уж гонят – неважно за что, что он потому хороший. А на самом деле очень многих людей подводит.
Вот, например, когда был раскол, великий раскол XVII века, там очень многие люди восторгались, и до сих пор восторгаются, схизматиками, раскольниками, потому что они такие ревностные. Потому что они не побоялись пойти на смерть за свои убеждения. Но если человек идет на смерть за свои лживые убеждения, ничего хорошего из этого не получается. Потому что ревностность, она как таковая не является еще положительным явлением.
Помните, с вами мы слышали апостола Павла, когда он про евреев говорил, что они имеют ревность Божию, но не по разуму. И вот ревность не по разуму привела их к богоубийству, привела их к тому, что Господь их наказал рассеянием по всему миру, наказал их отнятием Храма Божия, да, наказал постоянными еврейскими погромами, которые сопровождают их в течение всей жизни, – это пример того, что происходит от ложной ревности. Важна не ревность, а следование истине. Понимаете? Это самое важное.
Человек, который ревностно следует лжи, или человек, который неревностно следует истине, кто из них лучше? Кто хотя бы неревностно следует истине. Понимаете, да? Вот понимаете, это можно с чем сравнить? Человек, который неревностно следует истине, он подобен человеку, который идет к цели, но медленно. Так? Вот. А человек, который ревностно следует не истине, а лжи, он подобен человеку, который быстро-быстро бежит, но в противоположном направлении. Понимаете? И чем он быстрее бежит, тем на самом деле он дальше от истины, от Бога удаляется. Понимаете?
Вот в этом вся проблема современности, потому что люди подменили ревность Божию, которая требуется Священным Писанием, ревностью просто. Ревность просто – это ни положительное, ни отрицательное качество, это (?) просто качество. Оно может быть просто даже крайне опасным. Посмотрите, например, шахидов. Уж они-то ревность имеют, так ведь? Человек, который взрывает себя, он явно идет…уж такая ревность, человек на смерть идет, да, лишь бы последовать своему Аллаху. Но я не думаю, что Бог их принимает. Потому что человек, который творит такие беззакония под видом ревности, он, конечно же, чужд Богу.
И вот теперь, такое некое предисловие сказал, чтобы мы с вами не обольщались ревностностью или активностью, а все проверяли единственным критерием – Божественным Откровением. Мы с вами православные христиане, как мы сегодня красиво торжественно возглашали, и мы следуем Божественному Откровению – учению Бога, данному через Священное Писание, и согласие Отцов – учение Вселенских Соборов. Нам другого совета не надо. Кому надо что-нибудь другое, тот, конечно, не православный христианин, он будет называться еретиком, потому что он прибавляет к слову Божию что-то. А Господь сказал, что, кто прибавит к слову Моему, тому Господь прибавит наказание, которое описано в книге Апокалипсис. А кто убавит от слова Божия что-то, того Господь не допустит в Новый Иерусалим. Это очень важный принцип, что мы должны держать предания, не прибавляя и не убавляя. Понимаете? И им проверять абсолютно все. Проверяем мы им епископов, священников, патриархов и соборы – все проверять именно с критериев священного предания: то, чему учили все, всегда и повсеместно.
Теперь зачитаю сам документ. Сначала прочитаю полностью, а потом его проанализируем. Так? Полностью прочитаю, чтобы вы поняли, о чем идет речь. Сам документ не очень длинный, и мы с вами поймем.
"Преосвященный Диомид, епископ Анадырский и Чукотский.
Пора пресечь беззаконие.
Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви.
Мы, клирики, монашествующие и миряне Анадырской и Чукотской епархии, во главе с нашим архипастырем и отцом преосвященным епископом Диомидом обращаемся ко всем верным во Христе чадам Православной Церкви. Наше обращение вызвано той болью и скорбью, которыми сейчас наполнены души всех искренне стремящихся ко спасению православных христиан. Данное обращение составлено во исполнение слов Христа Спасителя: "Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним. Если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает, скажи Церкви. А если  и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь".
В настоящее время в Русской Православной Церкви Московской Патриархии, членами которой мы являемся, существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения. Первое – постоянно набирает силу еретическое учение экуменизма, стремящееся вопреки словам Священного Писания, церковных канонов и правил (?) объединить все веры в одну религию или, по крайней мере, духовно их примирить. В рамках этого движения совершаются совместные молитвы с еретиками, еретики присутствуют на православном богослужении, причем нарушаются 45-е, 46-е и 65-е Апостольские Правила, 32-е, 33-е, 37-е правила Лаодикийского Собора. Учащаются приветственные братские послания православных инославным, противореча словам апостола Иоанна Богослова: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующие его участвуют в злых делах его". Проводятся совместные встречи и заседания вопреки словам Божественного Писания: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…", "еретика после первого и второго вразумления отвращайся".
Второе – развитие духовного соглашательства – неосергианства, подчиняющее церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти, в ущерб богодарованной свободе. Это противоречит учению апостола Павла: "Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Если бы я поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым". Именно это является главной причиной участия церковных деятелей в экуменизме, одобрение ими глобализации, а в дальнейшем – подчинение церковной организации единому мировому лидеру.
Третье – молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису, другим негативным последствиям.
Четвертое – оправдание и благословение персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязанных новым временем, не может повредить душе без сознательного отречения от Бога. Четкая тенденция к дискриминации верующих по принципу несогласия с процессами глобализации, наличие старого паспорта, отказ от ИНН на храмы и монастыри, практика неканоничных мер среди церковных наказаний священникам и монашествующим, запрещение им священнослужения, удаление с мест служения и т.д.
Пятое – одобрение демократии, призыв к голосованию за определенных политических лидеров вопреки церковным канонам, нарушение соборной клятвы 1613г.
Шестое – проведение межрелигиозного саммита с обращением к лидерам большой восьмерки, что является признанием их власти. Большая восьмерка является органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого духовного лидера, т.е. антихриста. Поэтому всякое сотрудничество с ними духовно опасно. По словам архиепископа Аверкия (Таушева), необходимо помнить и знать: "Не может истинная Церковь Христова провозглашать или утверждать какую-либо ложь или вступать в содружество или сотрудничество с врагами Христовыми". Поэтому все эти епископы, клирики и миряне, которые в этой лжи участвуют, и с врагами нашего Господа и Спасителя так или иначе дружат или сотрудничают, православные только по имени.
Седьмое – на прошедшем саммите религиозных лидеров в итоговом документе, подписанном всеми собравшимися представителями религиозных конфессий, была засвидетельствована вера в одного Всевышнего: "Будем хранить мир, заповеданный Всевышним". Мы не считаем, что у нас один Всевышний с иудеями, мусульманами и прочими учениями и религиями. Об иудеях Господь сказал, что ваш отец – диавол и вы хотите исполнять похоти отца вашего". Мусульмане считают Всевышним Аллаха, а Сына Божия – простым человеком, простым пророком. Господь же сказал: "Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня". Об этом же учили апостолы: "Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, а исповедующий Сына имеет и Отца. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но этот дух антихриста. Один Господь, одна вера, одно крещение". Призыв религиозных лидеров, в т.ч. представителей РПЦ МП, подписавших документ, гласит: "Уважать и принимать друг друга, не взирая на религиозные, национальные и другие различия". В этом мы видим противоречие Евангельского учения: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его".
Восьмое – мы выражаем свое несогласие с официальным заявлением по Центральному телевидению о единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма. Это ложное мнение, мы не можем иметь единые нравственные ценности с современным иудаизмом, его моральным кодексом Талмуда, по которому все люди, кроме евреев – гои. Мы также не можем иметь единые нравственные ценности с мусульманами, допускающими, например, многоженство. Мы не можем иметь единые нравственные ценности с католицизмом и его моралью ордена иезуитов.
Девятое – мы озабочены и не согласны попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачей важнейших его функций Собору Архиерейскому, т.к. по уставу 1988г. в Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения и церковного суда, законодательная, исполнительная и судебная принадлежит Поместному Собору. А по уставу 2000г. Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви.
В заключение нашего послания мы просим и умоляем перед лицом всей Церкви Христовой архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, причастных тем или иным образом к перечисленным выше отступлениям от чистоты Евангельского, догматического и канонического вероучения, обратиться от пути отступления и принести плоды достойные покаяния. Да пребудем же все едино в чистоте Православной веры. Обращаемся также ко всем чадам Русской Православной Церкви с призывом поддержать наше обращение.
Богоявление Господне. 2007 год.
Преосвященный Диомид, епископ Анадырский и Чукотский". И с ним еще ряд клириков.
Вот, текст мы прочитали, так? Теперь мы давайте разберем этот текст подробно. Дело в том, что главная проблема наша – то, что мы с вами очень часто как обращаемся? Мы с вами смотрим: внешне ревностно, православные слова. Так? И раз так, раз здесь правильно, то вроде все правильно. Понимаете, да? Вот принцип какой? Что если какая-то часть является абсолютно справедливой, то является справедливым абсолютно все. Но это неправда. Так ведь? Любой еретик скажет вам кучу справедливых вещей. Так ведь? Римокатолик скажет, что есть Бог. Правда это? Есть, да. Что Бог – Троица. Согласны с этим? Согласны. Так ведь? Но из этого не следует же, что право учение о главенстве папы, из этого не следует, что право учение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Да? И другие изречения католичества этим не оправдываются, потому что католики правду сказали.
Здесь же мы точно так же должны смотреть именно конкретно на каждый из пунктов этого учения и сверять их с Писанием, Книгой Правил и со всем остальным корпусом исторического наследия.
Начнем с заглавия. "Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви". Епископ Диомид обращается секрущим (?) святейшим патриархом. Святейший Патриарх обращается как? Только к верным чадам Русской Православной Церкви, да? А епископ Диомид обращается ко Вселенской Православной Церкви. Он себя представляет фактически как папа Римский, он обращается "к городу и миру". Вот так и епископ Диомид у нас: папа Чукотский похоже, да? Епископ всей планеты. Обращается ко всей планете. Что, конечно, совершенно с точки зрения канонической недопустимо.
34-е Правило святых Апостолов говорит: "Епископам всякого народа подобает знать первого в них и признавать его как главу и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый епископ ничего да не совершает без рассуждения всех епископов. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух". Т.е. здесь даже само обращение является просто превышением полномочий.
Представьте себе, вот я, например, обращусь ко всему Царицынскому приходу. Скажу: "Царицынский приход, извольте там, да, делать то, что я скажу. Вот мне не нравится, как у вас там богослужебная практика, к примеру, проходит. Исправьте, там, богослужебную практику, потому что мне она не нравится. Я сказал". У меня нет компетенции, я представитель какого? Храма пророка Даниила на Кантемировской, да, и временно храма Апостола Фомы. Вот в рамках этого храма я обладаю правом определять количество богослужений, меру богослужений, в рамках церковного устава, естественно. Так? И я обладаю здесь правом каким-то образом управлять этим приходом. Да? Потому что мне это право поручено Святейшим Патриархом.
Точно так же как Святейший Патриарх, он является первым из епископов Русской Церкви, он является главой епископов Русской Церкви, он обязан быть предстателем перед всеми епископами Русской Церкви и за них отвечать перед Вселенским Православием, и он один имеет право обращаться ко всей полноте Русской Церкви до тех пор, пока он не будет отдан под законный Церковный Суд. Это понятно, да? До решит закон Церковного Суда. Епископ имеет право обращаться к кому? К своей епархии. Это его прямая должность. Так? Если бы, например, епископ Диомид обратился к Чукотской епархии, это было бы полностью в его праве. Так? Он имеет право и обязан это делать. Как любой епископ. Если он этого не делает, таким образом получается, что он пренебрегает своими обязанностями епископа.
Здесь же епископ Диомид, мы видим, превысил просто свои полномочия, поступил вопреки 34-му правилу святых Апостолов, фактически узурпировав себе власть даже не одного Патриарха, а, фактически, всех Патриархов, потому что от лица всех Патриархов не имеет права обращаться никто, кроме собрания Вселенских Патриархов. Вот, когда нужно обратиться от всей полноты Православия, тогда обращается собрание Вселенских Патриархов, а не только один Патриарх. Например, Патриарх Алексий не имеет права обратиться с такой формулой, с которой обратился епископ Диомид. Даже Патриарх Константинопольский не имеет этого права. Даже, если бы папа Римский был православным, он бы и то такого права не имел бы. Понимаете? Это просто папизм в таком настоящем классическом римском, римо-католическом стиле. Это уже само по себе, конечно, настораживает. Но, продолжим.
Дальше, если посмотрим… Мы пропустим то самое предисловие, которое связано со скорбью и болью…