Богословие света и любви. Священник Василий Куценко
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия — является автором трех посланий. Самое объемное из них — первое; второе и третье представляют собой два небольших письма. Послания святого апостола Иоанна можно назвать кратким изложением того, что он написал в своем Евангелии.
Свидетельство
Близость Евангелия и посланий апостола Иоанна видна прежде всего из слов, которые употребляет автор. Первое послание начинается словами: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1). Первый стих четвертого Евангелия: В начале было Слово (Ин. 1, 1). Затем апостол пишет: Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1 Ин. 1, 2). Вновь обратимся к первой главе Евангелия: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 3–4). В послании апостол Иоанн желает возвестить о том, что ученики Господа видели и слышали, чтобы верующие через это имели общение с апостолами, а через это общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин. 1, 3). В Евангелии апостол утверждает, что Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Можно сказать, что апостол Иоанн не просто пишет, а проповедует для своих читателей. Проповедует о том, свидетелем чего стал он сам.
Свет
Главное свидетельство святого апостола Иоанна, которое он сам называет благовестием (то есть Евангелием), — Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5). О Боге как о свете неоднократно говорится и в Иоанновом Евангелии: Бог-Слово есть истинный Свет, который во тьме светит и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 5, 9). Христос говорит: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Свет и тьма — две противоположности, означающие пребывание с Богом и без Него, истинную жизнь и жизнь греховную. Но свет и тьма не равны друг другу — это не два равносильных начала. Потому что существует только одно освящающее и просвещающее начало — Слово, и тьма не может объять Его (см.: Ин. 1, 5). Для апостола Иоанна тьма есть отсутствие света, жизнь без Бога. Во тьме таится опасность, находясь во тьме, человек не может найти правильного пути.
Но если Бог просвещает каждого, как говорит об этом Евангелие, то почему же существует тьма? Потому что мы сами выбираем тьму вместо света: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине (1 Ин. 1, 6). В Евангелии эта мысль выражена иначе: Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3, 19–20). Тьма становится препятствием, которое сам человек воздвигает между собой и Богом. Греховное помрачение и просвещенность Божественным светом невозможно сочетать. Поэтому нельзя находиться где-то между светом и тьмой. Если человек не желает приблизиться к свету, то он остается во тьме неведения. Но именно в этом заключается самая большая опасность — считать себя просвещенным, но на самом деле пребывать вне Бога.Свет, который в тебе, не есть ли тьма? (Лк. 11, 35). Божественное просвещение так необходимо, чтобы мы могли видеть истину и не обманываться. Поэтому древний псалмопевец воскликнул: Яви нам свет лица Твоего, Господи! (Пс. 4, 7)
Те, кто ходит во свете, подобно как Христос во свете, имеют общение друг с другом и очищены Кровью Иисуса Христа от всякого греха (см.: 1 Ин. 1, 7). Быть в свете — значит быть в истинной жизни. Чтобы видеть свет, нужно очистить себя. Поэтому началом пути к свету является покаяние: Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1, 8–9).
Любовь
Тема света в Евангелии и посланиях апостола Иоанна тесно связана с другой темой — взаимной любви Бога и человека. Апостол пишет, что мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2, 1–2). В Господе Иисусе Христе была явлена любовь БогаОтца ко всем нам: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Нет больше той любви, — говорит Господь Иисус Христос, — как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Христос отдает свою жизнь за жизнь всех нас. Шаг ответной любви ко Христу каждого из нас — предание своей жизни Богу и ближнему. Любовь — это слово будет звучать на протяжении всего послания. Именно поэтому апостола Иоанна именуют апостолом любви.
Приближение к свету начинается с покаяния. Но чтобы пребывать в свете всегда — необходима любовь к Богу и тем, кто окружает нас. Любовь начинается с соблюдения заповедей Господних: Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2, 5–6). Чтобы поступать так, как поступал Христос, прежде всего нужно искоренить в себе ненависть, потому что кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме (1 Ин. 2, 9). И напротив — кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна (1 Ин. 2, 10).
Как нельзя совместить свет и тьму, так нельзя совместить любовь к Богу и миру: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2, 15–16). Мир — это все то, что находится вне Бога, во тьме, мир греха. Поэтому этот греховный мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 17). То есть те, кто пребывает в любви Божией и исполняет Его слово, уже здесь приобщаются к вечности, и соблазны мира не властны над ними.
Тот, кто отвергает Христа и не принимает Его как Спасителя — есть антихрист (см.: 1 Ин. 2, 22). Не верить в Сына Божия Иисуса Христа — значит не верить и в Его Отца: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца (1 Ин. 2, 23). Отвергнуть Отца и Сына — значит отвергнуть явленную в Сыне любовь Отчую. Поэтому святой апостол Иоанн призывает всех нас: Дети, пребывайте в Нем (во Христе)… вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него (1 Ин. 2, 28, 29).
Родившиеся от Бога есть дети Божии. И в этом апостол Иоанн видит явление любви Бога: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его (1 Ин. 3, 1). Как в обычной жизни дети похожи на родителей, точно так же и в жизни духовной: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3, 2). Как дети знают и узнают родителей, так же и дети Божии — познают Своего Отца и пребывают в общении с Ним. Любовь объединяет детей с Отцом. Грех — разъединяет.
Христос явился для того, чтобы взять грехи наши, и в Нем нет греха (1 Ин. 3, 5). Каждый, пребывающий со Христом, не согрешает, всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (1 Ин. 3, 6). Но тот, кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8).
Диавол не может любить. Поэтому как противопоставляются свет и тьма, так же противопоставляются и различаются дети Божии и дети диавола: Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1 Ин. 3, 10). Тех, кто не имеет любви, апостол Иоанн сравнивает с Каином, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны (1 Ин. 3, 12).
В этом отличие света от тьмы. Тьма не может ничего дать человеку. Не может направить, а только лишь сбить с правильного пути. Бог дает человеку истинную любовь. Диавол, соблазняющий человека на грех, пытается лишить нас любви Божией. Каин в греховном помрачении лишает жизни своего брата. Господь Иисус Христос, являя любовь Бога-Отца, положил за нас душу Свою (1 Ин. 3, 16). Поэтому и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3, 16). Поэтому верующий должен уметь отличать исходящее от Бога и исходящее от лукавого: Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин. 4, 2–3). Апостол еще раз желает донести до всех своих читателей, что отвергнуть Христа — значит отвергнуть любовь Божию. Невозможно познать истинную любовь вне Сына Божия, ставшего человеком. Приобщиться к любви можно только из ее Источника, которым является Бог, дающий любовь: В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 10).
В любви человек преодолевает самого себя, учится отдавать себя Богу, отдавшему Себя за жизнь мира, и отдавать себя ближнему. И это сохраняет нас для вечности, потому что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20).
Газета «Православная вера» № 10 (510)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bogoslovie-sveta-i-lyubvi
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии