Богословие деятельное. Диакон Павел Сержантов
Недолгой была жизнь святителя Иннокентия Пензенского (1784–1819) – неполных 35 лет, но прошла его жизнь в сугубом духовном подвиге. Церковь помнит об этом. 23 октября в храмах на службе звучит святое имя владыки Иннокентия (Смирнова).
Много сил святитель отдал христианскому просвещению. Наставлял студентов и паству: устно и письменно, благоразумным словом и живым примером. После него нам осталась книга «Богословие деятельное».
О чем это богословие, и почему оно деятельное? Под деятельным богословием владыка подразумевает божественную науку о том, как «возращать сокровенного сердца человека (1 Пет. 3: 4) в мужа совершенного, в меру возраста Христова (Еф. 4: 13)»[1].
Иными словами, деятельное богословие – это церковная наука о духовном росте человека. Наука сугубо практическая по своему назначению. Основана она на библейском откровении и на святоотеческой традиции[2]. Мы знаем эту науку под именем аскетики. Почему святитель не воспользовался этим традиционным именованием? Бог весть. Возможно, он хотел «повысить статус аскетики», придать ей богословское звучание, а с другой стороны – подчеркнуть деятельный практический характер православного богословия.
Если наша вера бездеятельна, если наше богословское знание не применяется в ежедневной жизни, то наша вера и богословие остаются по сути бесплодными. Это нехорошо.
***
Богословие призвано помогать человеку на пути к совершенству – расти в меру возраста Христова.
Деятельное богословие всматривается в самую глубину человеческой жизни, в сокровенные побуждения и движения человека, в самое сердце. И богословие призвано помогать человеку на пути к совершенству – расти в меру возраста Христова.
Теперь подробнее о духовном возрасте. В разъяснении этого вопроса епископ Иннокентий ссылается на Библию: «Священное Писаниеразличает, прежде всего, три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его… с естественными возрастами человека: младенческим, юношеским и мужеским, или совершенным, за исключением старости, как состояния, в котором силы уже не возрастают, но постепенно оскудевают»[3].
Можно сравнить эти три возраста с тремя этапами духовного пути, которые мы находим в аскетических писаниях святых отцов. Какие это этапы? Очищение, просвещение, совершенство. Третий этап, как видим, совпадает полностью: совершенство – и там, и там. Второй этап отличается по названию, но… с просвещением человек сталкивается именно в юношеском возрасте, не так ли? А что же с первым этапом? Давайте посмотрим. Обо всем святитель расскажет по порядку.
1. Младенческому возрасту свойственно питаться и возрастать на духовном молоке, а не на твердой пище (см.: Евр. 5: 12–13). Младенцы познают самые начала Христова учения, им присуща некоторая немощь, они колеблются и могут увлечься «всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4: 14), и потому, начав духом, нередко оканчивают плотью, как то сказано о галатах (Гал. 3: 3)»[4]. Конечно, обрядоверие и законничество в духе галатов не прибавляют нужного духовного роста сокровенному человеку, не очищают его как следует от греховной скверны.
2. В юношеском возрасте познания, вера и любовь более тверды и глубоки, чем во младенчестве. Юноши проявляют крепость в духовной брани.
3. Мужеский возраст предполагает твердую пищу и чувства, обученные долгим навыком к различению добра и зла (см.: Евр. 5: 14). Мужи стоят в Господе и живут уже не для себя, но для умершего за них и воскресшего Христа (ср.: 2 Кор. 5: 15).
Христианин, который стремится к совершенству, постепенно возрастает в духе и не идеализирует себя – вместе со своими поступками, познаниями и достижениями. Вот что замечает святитель Иннокентий: «Всякий, кто бы он ни был и как бы высоко ни стоял, должен непрестанно, в продолжение всей своей жизни, подвизаться и никогда не мечтать, будто он достиг всего того совершенства, к которому стремится»[5]. Святитель объясняет, как на пути к совершенству нам помогают ежедневное покаяние и молитва, упражнение в слове Божием и принятие таинств.
Вот, говоря кратко, что такое богословие деятельное. К такому богословию любой христианин способен приобщиться – в свою меру.
[1] Иннокентий Пензенский, святитель. Богословие деятельное. М., 2003. С. 3.
[2] Владыка обращается к трудам святых Василия Великого, Иоанна Златоуста, Макария Египетского и Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и Григория Паламы. См.: Иннокентий Пензенский, святитель. Богословие деятельное. С. 8.
[3] Там же. С. 81.
[4] Там же. С. 82
[5] Там же. С. 83.
http://www.pravoslavie.ru/put/74529.htm
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии