Богослов Юрий Максимов: К 92-й годовщине октябрьского переворота
Два года назад, когда я первый раз попал в больницу, то от нечего делать прочёл там предвыборную агитку коммунистической партии Российской Федерации. Дело было в Люберцах, а там тогда главой был коммунист (может и сейчас, не знаю). Вот и по больницам эта реклама лежала. Когда я с ней ознакомился, то убедился, что российский коммунизм выдохся и выродился. Я немало читал материалов о коммунистах столетней давности. Тот коммунизм был направлен вперёд, в "светлое будущее", нынешний же направлен назад, в "светлое прошлое".
Те коммунисты были новаторами, нынешние же - консерваторы. Те хотели перекроить всё по-новому, эти хотят возродить всё по-старому. Те обещали радужные надежды, эти просто давят на ностальгию. Потому и весьма многие идеи тех коммунистов, которые "делали революцию" сейчас способны вогнать в краску многих нынешних коммунистов, потому о них уже давно стыдливо молчат, предали забвению (к примеру, демонстрации "Долой стыд" в молодой советской республике). А что же осталось? Да почти ничего, кроме обиды и зависти, этих "двигателей коммунизма". Читая программу КПРФ и её предвыборные обещания, я заметил, что в этих пунктах, собственно, почти ничего коммунистического не осталось - под большинством из них могла бы спокойно поставить своё имя любая другая партия. Наша страна переболела коммунизмом и, хотя остаточные явления болезни ещё есть, всё-таки, слава Богу, это совсем не то, что было с народом девяносто два года назад.
Позволю себе процитировать стенограмму допроса преподобного Леонтия (Стасевича) (†1972), который в 1950 году на допросе сказал: «Некоторые священники извращают религиозные верования, попадая под влияние коммунистических идей и вообще под влияние современного уклада жизни. Я считаю, что священник должен быть самостоятелен, служить Богу. Он не должен попадать под влияние неверующих лиц и богохулия. Одновременно священник не должен враждебно относиться к власти, какой бы они ни была».
Следователь спросил: "Что вы называете «влиянием коммунистических идей?"
Святой отец ответил: "Известно, что коммунисты не признают религию, в своих практических действиях исходят из материалистических позиций. Убеждения священника должны быть противоположны в этом отношении. Поэтому я считаю, что если коммунист попадёт под влияние религии, он уже не будет настоящим коммунистом, и тем более если священник попадёт под влияние коммунистов, под влияние материалистических убеждений, он уже не будет священнослужителем. Несмотря на это, я к коммунистам отношусь не враждебно, но только сознаю, что у нас разные пути, разные убеждения и ничего общего нет".
Также я хочу поместить здесь стенограмму небольшой радиобеседы святого Луки, черногорского мученика, убитого коммунистами в 1945 году, которую я перевёл с сербского год назад. Мне кажется, он хорошо раскрывает слова святого Леонтия о том, что между православным христианином и коммунистом "ничего общего нет".
Священномученик Лука Черногорский
Оправдана ли наша борьба против коммунизма?
Коммунистическая революция вспыхнула в нашем народе в один весьма тяжкий период нашей истории, в то время, когда мы не имели ни своей страны, ни свободы. Эта революция за краткое время произвела страшное опустошение на земле. Сербы увидели великую опасность этой современной чумы и дружно поднялись против этого наибольшего и непримиримого врага. Наибольшие требования совести породили нашу антикоммунистическую борьбу. В опасности оказались христианская Церковь и христианская цивилизация. В опасности оказались наши главнейшие нравственные и национальные идеалы. В опасности оказались и жизни наши. Поэтому сербы непоколебимо решились на борьбу против коммунизма. Наша борьба против коммунизма нравственно и национально оправдана. Мы можем проанализировать эту истину.
Коммунистическая доктрина ведет борьбу против Бога. Коммунисты исповедуют, что существует только материя. Мы же верим в Бога. Откуда гармония и мудрые законы во вселенной, если не существует некая высшая и разумная сила? На этот вопрос нет ответа. Можем ли мы тогда принять коммунистическую доктрину? Это было бы самоубийством разума и совести. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы противоборствуем безбожникам, защищая веру в Бога и свободу совести?
Коммунисты ведут борьбу против Иисуса Христа и его учения. Мы же верим, что Евангелие Иисуса Назарянина есть единственная книга, которая установила прочные основы для достижения социальной справедливости на земле и вечного счастья на небе. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы противоборствуем антихристу, защищая Христа и христианскую цивилизацию?
Коммунисты против нравственности. Они говорят, что нравственные законы не вечны. И более того, согласно им, всякий класс имеет свои собственные нравственные законы. Коммунисты утверждают, что ради коммунистической идеи им все позволено. Их великий учитель Ленин изрек: «Нужно быть готовым на все и решиться на любую жертву, на все возможные лукавства, незаконные методы и утаиванье истины в случае, если это поможет совершить коммунистическое дело». В духе этой нормы коммунистам разрешается давать обещание и не исполнять его, красть, убивать и лгать, если это в интересах коммунизма. Оценку коммунистической нравственности можно хорошо видеть в словах Ленина: «Из ста большевиков – семьдесят дураков и двадцать девять бродяг». Когда такая оценка высказана самим Лениным, то что же нам остается сказать? Не погрешим против совести, если скажем, что и одного из тысячи [коммунистов] нет нравственно исправного и чистого по душе и делам. Кто был таковым, во время [революции] ушел из красного табора. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы противоборствуем безнравственности и зверству, защищая нравственность и человечность?
Коммунисты за диктатуру в науке. Они требуют, чтобы ученые свои научные результаты приводили в соответствие с принципами исторического материализма. К непослушным [ученым] применяют физические меры. Известно, как однажды большевистские власти в России, на этнографическом конгрессе в Москве, где обсуждались известные научные проблемы в духе, противном историческому материализму, выпустили инструкцию, которая определяла норму того, как и в каком духе могут вестись научные исследования и дискуссии. Подумайте, насколько это абсурдно, когда полицейское государство подвергает контролю все стороны нашей деятельности! Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы против диктатуры в науке, выступаем за свободу научного труда?
Коммунисты против брака. Вместо брака они предлагают свободу любви. Связи мужчины и женщины могут быть, как они говорят, совершенно свободными, и никто не будет иметь право вмешиваться в это сугубо личное дело. Общественный коллектив, согласно им, не будет ограничивать право заключения и расторжения связи мужчины и женщины. Эта коммунистическая доктрина открывает врата блуду и разврату. Особенно болезненный факт состоит в том, что коммунисты дали свободу полного удовлетворения [блудной страсти] молодежи. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы противоборствуем блуду и разврату, защищая брачное единство и чистоту нашей молодежи?
Коммунисты против семьи. Луначарский, известный коммунистический деятель, сказал: «В будущем обществе дети не будут знать слов “папа” и “мама”». Коммунисты говорят, что женщины в будущем обществе будут оставлять детей в родильных домах, и дети будут помещаться в специальное учреждение, где их будут так воспитывать и содержать, чтобы они никогда не узнали своих родителей, а родители – их. Мы же смотрим на семью как на основу общества, которая необходима для общественного единства. Мы не можем и не хотим отвергать и разрушать радость семейной жизни. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы противоборствуем разрушению семьи и семейного очага?
Коммунисты изначально против государства. В будущем обществе, говорят они, власти не будут нужны, а все граждане станут добровольно исполнять свои обязанности. Мы же верим, что на земле люди никогда не достигнут такого совершенства, соответственно, эта доктрина открывает врата анархии. Какие результаты дала эта доктрина нам, известно всем. А ведь врата анархии лишь чуть приоткрылись. Каковы были бы последствия, если бы эти врата открылись полностью, нетрудно представить. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы противоборствуем анархии и беззаконию, защищая порядок, закон и безопасность в обществе?
Коммунисты против разделения профессий в обществе. Не будут, говорят они, одни люди всю жизнь заниматься физическим трудом, а другие пользоваться радостями господской жизни, но будет смена профессий. Вот как дословно о том возглашает Фридрих Энгельс: «В будущем обществе не будет пропасти между архитектором и извозчиком, ибо по закону о смене профессий архитектор после известного времени станет извозчиком, а извозчик – архитектором». Мы же смотрим на разделение профессий в обществе как на позитивный факт, а на эту доктрину о [регулярной] смене профессий при социализме – как на смешную байку. Также мы стоим в убеждении, что между сословиями должно быть доверие и взаимное почтение ко всякому труду, и всякий должен быть способен развивать свои природные способности, и достойно жить от своего труда на земле. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы противоборствуем глупой фантазии о водворении дворника на университетскую кафедру, а профессора – на уборку улиц, защищая равное достоинство каждого человека, независимо от того, к какому сословию он принадлежит?
Коммунисты за революцию. Они не чтят демократические начала. Когда Ленину однажды указали, что революция слишком кровава, он сказал: «Это ничего не значит. Пусть погибнут три четверти человечества, но зато одна четверть, которая останется жить, будет коммунистической». Нам не нравится революция. Мы хотим спасти весь наш народ, не взирая на его национальную и идеологическую принадлежность. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы чтим демократические начала и защищаем человечество от почти полной гибели и истребления?
Коммунисты первыми начали революцию. Они убивали достойных и честных людей. Убивали женщин и детей. Резали людей живьем и бросали их в ямы. Главной их борьбой была ликвидация [сербских] националистов. Борьба против [фашистских] оккупантов была у них на последнем месте. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы боремся за спасение и сохранение сербского народа?
Коммунисты против нашего короля. Они в принципе против монархии. Они не любят короля и не борются за него. Известно, что и в настоящий момент коммунисты пытаются запретить королю возвращение в отечество. Это они теперь открыто объявляют. Не забудем тот факт, что король ранее назвал коммунистов-партизан обычными террористами и разбойниками. Мы одни верны королю и мы одни ведем борьбу за него. Итак, разве не оправдана наша борьба против коммунизма, когда мы остаемся верными присяге, данной королю, и действительно боремся за его королевское величество Петра II?
Сербы! Мы изложили мотивы и цели нашей борьбы против коммунизма. Мы не ведем борьбу за интересы каких-либо иностранных сил, но боремся за интересы нашего народа, наших детей и за наше будущее. Мы остаемся верны духу нашей мученической истории. Помоги, Боже, сербам придти к согласию.
Цетинье, 1944 год
источник: http://yurij-maximov.livejournal.com/296363.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии