БОГОРОДИЧНЫЕ СВЯТЫНИ КИЕВА. Дмитрий Марченко
К празднику Покрова Пресвятой Богородицы мы подготовили подборку икон, которые являют зримое заступничество Пречистой Девы и Ее Покров над Киевом, который по словам летописца, есть «матерь городов русских».
Икона Оранта Софийская («Нерушимая стена»). Один из древнейших образов нашей земли. Мозаика, выполненная византийскими мастерами в XI веке в алтарной апсиде кафедрального Софийского собора. Оранта – значит, «молящаяся». Этот образ видимо изображает заступническую молитву Богородицы. Так же называется «Нерушимая стена», словосочетание, взятое из богородичных молитв, которое трансформировалось в легенду, согласно которой земля киевская будет стоять, пока стоит эта храмовая стена с изображенной на ней, Богородицей. И действительно – образ пережил все войны и нестроения, включая монгольское нашествие, революции и мировые войны.
Владимирская икона. Изначально этот чудотворный образ XII века, один из самых известных и почитаемых в нашей Церкви, был привезен на Русь из Византии и первое время пребывал в Киеве и в его пригороде – Вышгороде и какое-то время именовался «Вышгородским».
Киево-Печерская икона (Свенская). Многие чудотворные иконы Божией Матери связаны с одним из Ее земных уделов – Киево-Печерской лаврой. Древнейшей из таковых была икона Богородицы, изображенной в сопровождении основателей Печерской обители – прпп. Антония и Феодосия. Оригинал этого образа к сожалению не дошел до наших дней, но уцелел один из списков, относящийся по времени ближе всего к утраченному оригиналу – Свенская икона XIII века, ныне находящияся в Третьяковской галерее в Москве.
Оранта Киево-Печерская. Каменный рельеф XV века, высеченный в память обновления Успенского собора – Великой церкви Киево-Печерской Лавры. Изначально украшала фасад Успенского собора, но после одной из многих перестроек храма, была перенесена на Большую лаврскую колокольню и ныне располагается на нижнем ее ярусе с внешней стороны. Таким образом, икона пережила уничтожение самого собора в 1941-м году.
Всецарица (Пантанасса). Весьма почитаемый образ на святой горе Афон. Именно оттуда, как считается, ок. 1643 года святитель киевский Петр Могила пригласил иконописца для росписи обновленной им древней церкви Спаса-на-Берестове (находящейся рядом с Киево-Печерской лаврой). Ныне обитель Спаса закрыта, в ней проводятся археологические исследования, однако каждое воскресенье перед входом в эту церковь служится молебен с акафистом.
Барская икона («Избавительница»). Ещё одна икона, имеющая отношение к Киево-Печерской Лавре. Этот образ западного письма возможно XVIII века был случайно обретен в 1970 году на чердаке старого дома священником киевского Покровского женского монастыря Тимофеем Шайдуровым. Икону долгое время хранили, опасаясь преследования со стороны безбожных властей и только в 1992 году – во время новых тяжких испытаний для Украинской Православной Церкви, икона была передана в Печерскую обитель и теперь пребывает в Крестовоздвиженской церкви на Ближних Пещерах.
Почаевская-Покровская икона. Эта икона имеет непосредственное отношение к Покрову Пресвятой Богородицы, так как хранится в женском Покровском монастыре Киева. Изначально она принадлежала представительнице Дома Романовых - Великой Княгине Александре Петровне, которая отрекшись от мира, приняла иночество и именем Анастасия в основанной ею Покровской обители. По мнению насельниц монастыря, именно эта икона во времена гонений XX века ограждала обитель от разорения и закрытия.
«Троеручица» Ионинская. Была написана в 1852 году по заказу прп. Ионы – основателя Свято-Троицкого Ионинского монастыря. Во время закрытия монастыря и гонений, икона последовательно пребывала в разных местах и долгое время, вплоть до восстановления Ионинской обители, хранилась в Лавре в Аннозачатьевском храме на Дальних Пещерах.
«Призри на смирение». Одна из чудотворных икон, получивших известность в недавнее время, благодаря тому, что отобразилась на стекле, покрывавшем ее. О ней мы ранее уже писали подробнее.
Зверинецкая икона. Древняя икона, написанная на металлической пластине, обретенная в начале XX века во вновь открытых Зверинецких пещерах – древнейшем пещерном монастыре, который был разорен во время одного из набегов кочевников на древний Киев. Представляет собой иконографический тип «Одигитрии», то есть – путеводительницы (на иконе Богородица указует на Своего Сына, который, согласно Писанию, «есмь путь и истина и жизнь»(Ин.14:6)).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии