Богоматерь у Креста и Гроба Христова. Епископ Вениамин (Милов)
(по литургическим свидетельствам)
Внутри каждого православного храма непременную церковную принадлежность составляет обычно громадный деревянный крест с изображением Распятого Господа Спасителя и предстоящих по обе стороны креста Богоматери и Ап. Иоанна Богослова.
Божия Матерь изображается обычно в светло-синем одеянии с молитвенно сложенными вместе ладонями рук в знак невыразимой скорби и каплями слез, истекающих из Ее очей. Придание Лику Пресвятой Богородицы такого живописного выражения объясняется тем, что Она переживала у креста необычайное напряжение скорбных чувств со слезами и безмолвно. Психологически вполне понятна возможность такого молчаливого страдания во время обостренных горьких переживаний.
Литургическое понимание Божией Матери у Креста Господня выдвигает другую точку зрения.
По свидетельству церковных песнопевцев, Пречистая, видя Своего Сына и Бога повешенным на кресте, невыразимо болезновала о Нем [1].
При этом Она плакала, стенала, терзала власы и сквозь рыдания произносила вслух Господа слова, полные жалости к Нему и величайшей скорби о Нем.
Как неоценимые драгоценности и крупицы чистого золота эти Богоматерние взывания к Распятому Спасителю рассеяны по литургическим творениям отцов и учителей Церкви.
Из числа их приведем наиболее характерные:
"Желанное Мое Чадо, Превозлюбленный Сын Мой! — с плачем говорила Пречистая Христу. — Как осудило Тебя на распятие беззаконное еврейское сонмище" [2].
"Увы Мне! Я уязвляюсь сердцем и душой, видя Тебя пригвожденным ко кресту среди двух злодеев" [3]. "Не могу видеть Тебя пригвожденным на древе" [4]. "Как страдаешь Ты и терпишь страдания, Сладчайший Сыне, священное Мое Чадо" [5]. "Как умерщвляешься Ты, промышляющий об оживлении всех умерших" [6]. "Оружие прошло Мое сердце" [7].
"Какими очами посмотрю на Тебя, висящего на кресте Как не восплачу и как не возрыдаю, видя Тебя страждущим" [8]. "Что воздали Тебе, Вселюбимый, враги, желая оставить Меня бесчадной. При виде Твоего страдания горит Моя утроба" [9]. "Как претерплю Я болезни" [10].
"Возлюбленное и сладкое Чадо! Ныне вижу Тебя нагим, уязвленным, бесславным и горько уязвляюсь. Незаходимое Солнце, Превечный Боже! Ты незаслуженно страдаешь" [11].
"Рождая Тебя, Я не имела скорбей и болезней. Но ныне терзаюсь и принимаю болезни, не терпя видеть Тебя поднятым на крест" [12]. "Я пронзаюсь в сердце горькими стрелами и погружаюсь в безмолвную печаль" [13]. "Как несправедливо страдаешь Ты, объемлющий страдания людей из желания избавить их от гибели" [14]. "Безумное еврейское собрание преогорчевает Тебя, думая удалить с земли. Я матерински болезную сердцем, лишаемая Тебя" [15].
"Сыне Мой, Сладкий Мой Свет! Зашел на кресте образ Твоей красоты" [16]. "Твои руки и ноги пригвоздились беззакониями людей и Ты изливаешь кровь Твою" [17]. "Не оставь Меня в мире одну и бесчадною" [18].
Принимая во внимание эти плачевные слова Пречистой и обстановку, царившую у креста Христова, нетрудно установить согласие между литургическими замечаниями о плаче Пресвятой Богородицы около Распятого Господа и другим мнением о безмолвном сострадании Ее Спасителю.
Можно с вероятностью допустить, что в присутствии римской стражи и толпы евреев-хулителей Господа, Богоматерь некоторое время страдала безмолвно, внутренне. По расхождении же наглого еврейского собрания Она дала свободу наружному излиянию Своих переживаний.
Несомненно еще и то, что Пресвятая Богородица от момента распятия Спасителя до самого погребения Его была около креста неотлучно. По Ее готовности умереть вместе со Христом можно судить о невозможности для Нее даже временного удаления с Голгофы в дом Ап. Иоанна Богослова.
После крестной смерти Господа и расхождения посторонних зрителей по домам от места распятия. Пречистая уже не сдерживала Своих чувств и со слезами горько взывала: "Сладкое Мое Чадо, Свет очей Моих! Не терплю видеть Тебя смертно уснувшим на древе. Зашел Ты, незаходимое Солнце, бессмертный по естеству Бог [19], добровольно терпишь ужасную смерть" [20]. "Вот, сладкий Мой свет, надежда и благая жизнь Моя, Бог Мой угас на кресте. Воспламеняюсь утробой" [21]. Ныне Я лишена Моей надежды, радости и веселия, болезную сердцем" [22]. "Сыне Мой! Твоим страшным и чудным рождением Я была возвеличена более всех матерей. Но, увы, ныне воспламеняюсь скорбью" [23]. "Хочу принять Тебя с древа на руки, которыми, как Младенца, держала, но никто Мне этого не дает" [24]. "Любимое Мое Чадо, Утешение Мое, не забудь Твоей Рабы" [25].
Плача при виде умершего на кресте Сына Своего и Бога, Пречистая обратилась к присутствовавшему близ креста Иосифу Аримафейскому, тайному ученику Господа, с просьбой, говоря:
"Иосиф! Поспеши идти к Пилату, и испроси у него позволения снять с древа Твоего Учителя" [26].
Образ умершего Спасителя на кресте и мольба горько плачущей Богоматери потрясли душу Иосифа. Отложив всякий страх и проливая обильные слезы, он пошел к Пилату и просил Тело Иисусово [27].
Разрешение было дано. Тогда Иосиф вместе с Никодимом, — тайным учеником Христовым, — снял Пречистое Тело Господне с креста на землю, и рыдая над Ним, многократно лобызал Его [28].
Пресвятая Богородица, при виде Своего Сына, бездыханно лежащего на земле, обняла Его руками, лобызала уста и очи Его. Затем Она положила Главу. Его на Свои колени и рыдая восклицала:
"Вижу Тебя, Сыне Мой, безмолвным и недвижимым" [29]. "Ныне Я лишена Тебя, сладкое и любимое Мое Чадо" [30]. "Увы Мне! болезни, скорби и воздыхания нашли на Меня" [31], "хотела бы Я умереть с Тобою" [32], "бесславным и не имеющим вида" [33].
"Не скажешь ли Божие слово Твоей Рабе?" "Не явишь ли милости Родившей Тебя?" [34]
"Еще не услышу Твоего сладкого голоса. Как прежде — не увижу красоты Твоего Лица, ибо зашел Ты от Моих очей" [35]. "Ныне прими Меня, Владыка, с Собою, да сойду и Я с Тобой во ад. Не оставь Меня одну. Уже не терплю и жить, не видя Тебя, Моего Сладкого Света" [36].
Иосиф Аримафейский, смотря на рыдающую Богоматерь, весь растерзался душой и горестно восклицал: "Боже мой! Как ныне погребу Тебя, раб Твой? Какими плащаницами обовью Твое Тело?" [37].
При помощи Никодима он благоговейно принял от Пречистой Христово Тело, совместно с ним намастил Его ароматами, обернул плащаницею и понес к собственной гробной пещере, расположенной близ Голгофы в саду.
Пресвятая Богородица, видя Спасителя уносимым для погребения, с горькими рыданиями восклицала: "Увы Мне! Что Я вижу? Куда идешь ныне, Сладкое Мое Чадо, помазанный ароматами [38], а Меня оставляешь Одну? [39] Зачем идешь этим путем? Куда спешишь? Я пойду с Тобой... Промолви Мне слово. Твоей Рабе. Не оставь Меня без внимания. Агнец Всенепорочный и незаходимое Солнце! Как Ты зашел от Моих очей?" [40] "Как в убогом гробе полагаешься Ты, восставляющий из гробов мертвых? [41] "Не встану от Твоего гроба! Не перестану проливать слезы. Раба Твоя, пока и Я сойду во ад. Не могу терпеть разлучения с Тобой, Сын Мой" [42]. "С этого времени ко Мне никогда не прикоснется радость. Зашел во гроб Свет Мой, Радость Моя... Не оставлю Тебя Одного. Здесь же умру и спогребусь с Тобой" [43]. "Чадо Мое! Ныне исцели Мою душевную язву, утоли Мою болезнь и печаль" [44].
Изнемогая от рыданий, Пречистая говорила бывшим с Нею мироносицам: "Срыдайте Мне и горько оплачьте, ибо Мой Сладкий Свет и ваш Учитель предается гробу" [45].
Такова церковно-литургическая картина переживаний Пресвятой Богородицы у креста и гроба Христова. Здесь отражена невыразимая словом потрясающая сила Богоматернего чувства; беспредельная любовь Пречистой ко Господу до самозабвения, нежная жалость и неразрывность Ее внутренней жизни с жизнью Христовой.
Именно только в таких внутренних и внешних формах может изливаться глубина материнской скорби.
Богородичные страдания у креста и гроба Господня в изображении церковных песнопевцев выражают не просто мучительное человеческое чувство или обычную боль души, но страдания Богоматерние. Божия Матерь больше, чем кто-либо из живущих на земле, ведала, кто Ее Сын. Она глубоко проникла в тайну искупления мира Крестом Христовым, благоговела пред нею и ожидала ее свершения. Тем не менее естественные переживания безмерной жалости и материнского сострадания Господу невольно прерывались из Ее пресвятой души в плачевных словах.
Как дождь, проходя воздух, позволяет людям облегченно дышать, так обильный слезный дождь, падавший из очей Пречистой на Голгофе, несколько разрешал Ее невыразимо тяжкую муку и боль сердца.
Литургическое воспроизведение плача Божией Матери, сопровождаемого восклицаниями, насыщено возвышенным лиризмом и пламенеет огнем сердечной боли. При всем том, слова Богоматерние не омрачены ни малейшей тенью ропота и уныния. В них благодатная душа смягчена безусловным смирением и совершенной преданностью Богу и Его промышлению.
Глубочайшая вера Пресвятой Богородицы в торжество воплотившегося Сына Божия над человеческой злобой, грехом и диаволом скоро нашла оправдание в дальнейших событиях после Христова погребения.
Синаксарь, положенный на неделю Пасхи, рассказывает, что Пречистая первая из всех людей на земле познала Христово воскресение чрез явление Ей Воскресшего Господа.
В глубокое утро первого дня недели Она, по свидетельству Евангелиста Матфея [46], сидела прямо против Господня гроба вместе с Марией Магдалиной и здесь от Ангела услышала благовестие о восстании Спасителя из гроба.
Но Ап. Матфей, равно и три других Евангелиста, намеренно говорят об этом прикровенно, чтобы не подвергнуть сомнению факта Господня воскресения из мертвых из-за свидетельства о нем Пречистой Его Матери. Вместо того они повествуют о первом явлении Ангела с вестью о Воскресении Христовом — Марии Магдалине и другой Марии, сокровенно разумея под "другой Марии" Пресвятую Богородицу [47].
После явления Ангела Богоматерь с Марией Магдалиной возвращалась от гроба. В это время им, как сказано у Евангелиста Матфея, явился Воскресший Господь и воскликнул: "Радуйтесь!" Побеждаемые любовью они пали пред Спасителем и коснулись руками Его ног из желания осязательно убедиться в истине Его Воскресения" [48]. При виде Господа Пресвятая Богородица радостно прославляла Его [49].
Вознесение Христово на небо в сороковой день по воскресении из мертвых произошло в присутствии Богоматери. На Елеонской горе, месте вознесения, — Пречистая была вместе с Апостолами. Ей, более всех болезновавшей при страданиях Господа на кресте, "следовало насладиться и радостным видением славы Его плоти" [50].
Церковно-литургическое освещение страдания Божией Матери в последний день земной жизни Господа Спасителя превосходно дополняет Евангельский рассказ о страстях Христовых. Евангелие, изображая крестные страдания Христовы, сосредоточивает внимание исключительно на Личности Богочеловека — Искупителя мира.
Литургическое творчество находит нужным расширить Евангельское повествование введением сюда описания страданий у креста Пресвятой Богородицы. Чрез это Церковь получает в литургическом богословии новую, важную и интересную страницу с описанием Богоматернего участия в искупительной жертве Спасителя.
[1]. О. I., 3 гл. Вторник Повечер., Канон Б.М., 4 тр. 5 п. ^
[2]. О. II., 5 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах. ^
[3]. О. II., 5 гл. Среда утра, Богор. Седальна по 1 и 3 стихословии. ^
[4]. О. II., 5 гл. Пяток утра, 5 стиховная стихира на "и ныне". ^
[5]. О. II., 6 гл. Вторник вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Пяток утра. Канон Кресту, Богород. 4 п. ^
[6]. О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород. 3. п. ^
[7]. О. II., 6 гл. Среда утра, Крестобогород. Седальна по 2 стихословии. ^
[8]. О. II., 7 гл. Среда утра, Кан. Кресту, Богород. 5 и 7 песн. ^
[9]. О. II., 8 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Среда утра, Богород. Седальна по 1 стихословии. ^
[10]. О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, Богород. 1 п. ^
[11]. Триодь Постная, Пяток Страстн. Седм., Повечерие, Канон Симеона Лог., 1 и 4 тр. 4 п.; О. I., 1 гл. Вторник вечера, 4 и 5 стихиры на Господи воззвах. ^
[12]. О. I., 1 гл. Вторник вечера, 6 стихира на Господи воззвах. ^
[13]. О. I., 3 гл. Четверг вечера, 6 и 7 стихиры на Господи воззвах. ^
[14]. О. I., 1 гл. Вторник вечера, 7 стихира на Господи воззвах "и ныне"; 2 гл. Вторник вечера, 4 стиховная стихира на "и ныне". ^
[15]. О. I., 1 гл. Среда утра, Канон Кресту, Богород. 8 п. ^
[16]. О. I., 1 гл. Среда утра, 4 стиховная стихира на "и ныне"; Блаженны 6 стих. ^
[17]. О. I., 4 гл. Вторник вечера, 5 стихира на Господи воззвах. ^
[18]. О. I., 4 гл. Вторник вечера, 6 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира. ^
[19]. О. I., 2 гл. Четверг вечера, 4 стихира на Господи воззвах; О. II., 8 гл. Вторник вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Среда утра, Кан. Кресту, Богород. 7 п.; 7 гл. Пяток утра, Богород. Седальна по 2 стихословии. ^
[20]. Триодь Постная, Пяток Страсти. Седм., Повечер. Канон Симеона Логоф., 2 тр. 1 п. ^
[21]. Там же, 4 тр. 3 п. ^
[22]. Там же, 4 тр. 1 п. ^
[23]. Там же, 2 тр. 3 п. ^
[24]. Там же, 3 тр. 3 п. ^
[25]. О. I., Среда утра, 4 стиховная стихира на "и ныне". ^
[26]. Триодь Постная, Пяток Страсти. Седм., Повечерие, Канон Симеона Логоф., 2 тр. 4 п. ^
[27]. Там же, 3 тр. 4 п. ^
[28]. Там же, 1 тр. 5 п. ^
[29]. О. I., 2 гл. Четверг вечера, 6 стихира на Господи воззвах. ^
[30]. Триодь Постная, Страстн. Седм. Пяток, Повечерие, Канон, 3 тр. 5 п. ^
[31]. Там же, 4 тр. 5 п. ^
[32]. Там же, 1 тр. 6 п. ^
[33]. Там же, 2 тр. 6 п. ^
[34]. Там же, 3 тр. 6 п. ^
[35]. Там же, 4 тр. 6 п. ^
[36]. Там же, 2 тр. 7 п. ^
[37]. Там же, 1 тр. 8 п. ^
[38]. Там же, 3 тр. 7 п. ^
[39]. Там же, 3 тр. 7 п. ^
[40]. О. II., 5 гл. Вторник вечера, 5 и 7 стихиры на Господи воззвах; 8 гл. Вторник вечера, 7 стихира на Господи воззвах, на "и ныне". ^
[41]. Триодь Постная, Пяток Страстн. Седм., Повечерие, Канон, 3 тр. 8 п. ^
[42]. Там же, 4 тр. 8 п. ^
[43]. Там же, 1 тр. 9 п. ^
[44]. Там же, 2 тр. 9 п. ^
[45]. Там же, 2 тр. 7 п. ^
[46]. Ев. Мф. 28, 1-10. ^
[47]. Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра. Канон, 4 припев на 9 п. ^
[48]. Триодь Цветная, Нед. Пасхи утра. Синаксарь по 6 п. Канона. ^
[49]. Триодь Цветная, 3 Нед. по Пасхе утра, Канон Б.М., 2 тр. 4 п. ^
[50]. Триодь Цветная, Среда 6 Нед. по Пасхе, Велик. вечерня, 7 стихира на Литии "и ныне". ^
Чтения по литургическому богословию
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии