Боголюбово: корни проблемы в ереси царебожия. Дмитрий Ребров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Очередной скандал с Боголюбовским монастырским приютом вызвал бурную общественную дискуссию вокруг феномена «царебожия». Мистическое течение, обожествляющее последнего русского царя, несовместимо с Православием, утверждает председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин.

 Боголюбово -- основанный в XII веке князем Андреем Боголюбским небольшой монастырь под Владимиром. Несмотря на уникальные памятники архитектуры, сохранившиеся на территории монастыря, все чаще федеральные СМИ впоминают эту дренюю обитель не благодаря ее историческому наследию, а из-за скандалов, связанных с жизнью приюта, существующего в обители в течение последних десяти лет. Второй раз отсюда бегут дети, упрекая боголюбовских монахинь в жестоком обращении и побоях.

Так, около года назад обитель покинула 17 летняя Валя Перова, -- в своем письме Патриарху она жаловалась на несоразмерно жестокие наказания, которым монахини подвергали воспитаниц.

 Официально ни церковная, ни государственная комиссии не подтвердили эти обвинения. Но принимая во внимание общественный резонанс, епархиальное руководство перевело находившихся в монастырском приюте детей из Боголюбово в Суздальскую епархиальную школу-пансион. Как казалось многим, конфликт на этом будет исчерпан, но история получила неожиданное продолжение. Часть воспитанников боголюбовского приюта прожили в суздальской епархиальной школе только до лета. Уже в сентябре -- августе та часть из них, которая имела родителей (насельницы монастыря, имевшие на момент пострига малолетних детей, отдавали чад в монастырский приют, оставляя за собою родительские права), покинула Суздаль. Накануне учебного года, мамы разобрали детей «по домам» («чтобы не обмирщились»), и как об этом можно судить -- часть из них снова оказалась в стенах монастыря, или монастырских«скитов», не зарегистрированных официально. 5 октября двое из воспитанниц официально закрытого год назад монастырского приюта повторили подвиг Вали Перовой. Совершив побег, 17-летние Вика Сарина и Света Кузнецова обратились в службу опеки с просьбой о переводе их в Суздальскую школу. Обе девочки изъявили желание больше никогда не возвращаться в монастырь. Через некоторое время, как сообщает официальный сайт Владимирской епархии, «законные представители детей -- матери, которых дети не поставили в известность о своем поступке, обратились в прокуратуру с заявлением о незаконном удержании детей в епархиальной школе без их родительского согласия». Как только сотрудниками монастыря беглецы насильно были возвращены обратно, руководитель школы-пансиона, благочинный Суздальского округа Владимирской епархии священник Виталий Рысев обратился к журналистам. В интервью СМИ он рассказал, что кроме насилия, дети подвергались индоктринации специфическими учениями: вечером каждая девочка была обязана молиться об «избавлении от иудейского ига», детям внушались мысли об исключительности Боголюбовского монастыря, невозможности принятия ИНН как «печати дьявола», эсхатологическом пришествии Царя ради спасения России. По свидетельству многих очевидцев и экспертов настоятель Боголюбовского монастыря является адептом учения «царебожия», то есть считает царя Николая II искупителем греха русского народа против царской власти, как единственного неповинного в грехе цареотступничества. Присваивая императору Николаю черты Христа, царебожцы наделяют особым сакральным смыслом и саму монархию как форму правления, что делает их учение популярным в среде «патриотического» православия. Книга самого настоятеля, архимандрита Петра (Кучера) «Блюдите убо, како опасно ходите» немногим ранее была официально не рекомендована к распространению Издательским советом РПЦ, так как в ней содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной Церкви.

 Комментарии относительно учения царебожцев нам дали:

 Проф. Александр Дворкин, заведующий кафедрой сектоведения миссионерского факультета ПСТГУ, считает, что архимандрита Петра (Кучера) со всей ответственностью можно назвать царебожником: «Этот вывод можно сделать как на основе его книги «Блюдите убо, како опасно ходите», так и исходя из его общественной деятельности. Ежегодный «Чин всенародного покаяния» в селе Тайнинском, который в течение многих лет организовывал именно он – это покаяние в убийстве царя Николая, который якобы взял на себя грехи русского народа. Интересно, что в этом «чине» в свое время участвовали и знаменитые «пензенские сидельцы», где они и познакомились. В своей книге о. Петр (Кучер) неоднократно ставит в пример читателю ваххабитов. Там же он обосновывает и суровое обращение с детьми: настали последние времена, время антихриста и поэтому нужно детей и домочадцев держать в строгости, то есть наказывать максимально жестко и изолировать от мира, иначе они отпадут в вечную погибель. Можно спорить насколько дети преувеличивают то, что с ними происходило в монастыре, но то, что в его книге содержится теоретическое обоснование именно такого отношения к детям, очевидно».

 Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин: «Нужно ясно различать почитание страстотерпца императора Николая Второго, канонизированого Русской Церковью в 2000 году, это почитание есть у многих людей, и его можно считать вполне благонамеренным и естественным, -- говорит он, -- и еретические учения. В большинстве случаев о них речь не идет, ведь если люди почитают страстотерпца Николая и его семью больше чем других святых -- это их право, и в этом нет ничего предосудительного. Но существуют и маргинальные группы, которые действительно искажают учение об искуплении, рисуют неканонические иконы, их не так много, как может показаться, впрочем, это не значит, что их не нужно обличать, и что их лжеучение не нуждается в опровержении. Опровергать его нужно, особенно в тех местах, куда приходят пропагандисты царебожия, чтобы раздавать свои брошюрки и смущать верующих. Нужно, чтобы священники говорили, что царебожие -- это неправославное учение, потому что любое учение, которое учит об искуплении людей кем-либо, кроме Господа Иисуса Христа, не совместимо с православием! Нельзя давать возможность проповедникам таких учений вводить в заблуждение верующих. На их пропаганду нужно давать ясный и сильный ответ, основанный на Евангелии, на православной традиции» -- подчеркнул отец Всеволод.

Источник: Милосердие.ru