Богатство веры. Иеродиакон Никон (Париманчук)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Слово в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, в день памяти святой равноапостольной Нины

 

 

 

"Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат". (Лк. 18, 23)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Спасительно и назидательно каждое евангельское слово, потому что каждое это слово – слово жизни новой, вечной, о приобретении этой жизни. Но особенность слов сегодняшних – о богатстве. О богатстве веры.

Неисповедимыми для людского ума путями ведет Промысл Божий человека по жизни – от рождения до смерти. На этом пути в дар, в радостного спутника жизни дается человеку от Бога вера – знание Бога.

Но чудесным даром этим (часто бывает и так) человек не дорожит, небрежет. И в этом неведении того, чем он обладает, проходят годы его жизни. Но однажды Слово Божие повелевает человеку отрясти с душевных очей тяглый сон житейских обольщений (см.: Григорий Нисский, святитель. Изъяснение Песни песней Соломона. Беседа 11-я).

И благое желание, обновляющее душу, заставляет спросить его: «Как я живу? Что есть моя вера? Что есть мое богатство? Готов ли я пойти за Христом, пойти даже до Креста?»

Глас Провидения, голос совести, как свидетельствуют и сохранившиеся Акты мученические, и жития святых, и вся история Церкви, раздавался в душе людей и грешных, и праведных, и они вмиг за любовь к Богу обновлялись любовью Его (см.: Соф. 3: 17) и избирали путь святости.

И в нашей совести звучит этот вопрос, звучит призыв Божий – призыв наше сердце отдать Божественной любви.

И человек откликается, но, приходя к основанию своей веры – ко Христу, приносит Ему не верное сердце, но ум, властвующий и господствующий над человеком. Ибо так, по символическому реализму святых отцов, под словом «начальствующий» можно понимать ум человеческий.

Приходит к Господу и спрашивает: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И ждет не ответа, нет, но похвалы за исполнение Ветхого закона, за то, что мог делать зло, но не делал. И, уверенный в своей рациональности и самодовольный в правоте своей, ожидает достойного воздаяния за труды несовершенных зол. Ожидает дальнейшего умножения и преумножения благ земных, преумножения благ мира сего. Мира, который когда-нибудь оставит.

Но слышит ответ: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах».

Продай.

Путник, пред дальней дорогой уже не нуждающийся в громоздком имуществе своем, за бесценок распродает его и с вырученными деньгами налегке совершает свой переезд и на новом месте обзаводится всем необходимым на вырученное от продажи.

Так и душе человеческой, готовой следовать за Господом, надо потрудиться в распродажах, ибо продажа есть труд, чтобы, распродав страсти, приобрести добродетели – истинное.

Скупой становится щедрым, блудник – целомудренным, убийца – кротким, осуждающий – безмолвствует, миролюбец становится Боголюбцем, а земной человек – небесным. И добродетелям, приобретениям этим не будет конца, как нет конца ступеням на лестнице, ведущей на небеса.

Раздай нищим– слышит продолжение.

Значит это, что, имея дарования от Бога, добрые таланты, способности, навыки, могущие быть полезными ближним твоим, помогай им и не делай их средством наживы.

Служи меньшим, защищай обидимых, воспитывай, учи, открывай ближнему мир божественной красоты, со страхом Божиим и чистой совестью исполняй долг своих повседневных трудов.

Продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах.

Но человек, который, будучи всего лишь человеком, а не Богом, ставит свой надменный ум наравне с умом Божиим (см.: Иез. 28: 2) и, слыша такой ответ, не верит Богу, не может вместить его в свое недрогнувшее сердце, затворенное заботами о богатстве и счастье жизни временной, печалится и отходит от Всеблагой Любви.

Нелюбящее сердце его, где должен, по словам преподобного Макария Великого, пребывать престол благодати Божией, где должны пребывать все помыслы душевные и сам ум, надменно уклонилось от простирающейся к нему десницы Божественной милости.

Но мир проходит, и душа человека, опутанная лукавой любовью, тоже проходит, низринутая в бездну небытия.

Но не такое богатство в сердце того, кто откликается на призыв Господень. Его богатство – Сам Господь, Который в нем обитает, и Ему не тесно в этом человеческом естестве по слову Писания: «Вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом» (2 Кор. 6: 16). Ничто земное не привлекает, не влечет сердце такого человека. Даже небо для него не чудно. Ибо как ему, человеку, просвещенному благодатью, дивиться небесам, когда видит, что сам долговечнее небес? Небеса преходят, а он во веки пребывает с Присносущим.

Так возвышенно о человеческой душе, освященной верностью Богу, писал святой уроженец Каппадокии Григорий Нисский, младший брат Василия Великого (см.: Григорий Нисский, святитель. Изъяснение Песни песней Соломона. Беседа 2-я).

 

Святая равноапостольная Нина

Истинно будет сказать, что написанное святителем есть словесная икона другой великой уроженки Каппадокии – святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии светом Христова учения, «сподвижницы святых апостолов Павла и Андрея», как славит ее церковное песнопение (Славник на «Господи, воззвах»), память которой совершается ныне.

Святы были и родители ее – отец Завулон, сам воин, приходившийся родственником святому воину и Победоносцу Георгию, а мать Сусанна – сродница патриарха Иерусалимского. Когда отроковице было 12 лет, благочестивое семейство покинуло родину и приехало во Святой Град Иерусалим. Здесь по благословению патриарха Завулон удалился в монастырь пустыни Заиорданской, а мать стала диакониссой при храме Гроба Господня. Воспитывала отроковицу старица Нианфора.

Шли годы. Однажды «люботрудное сердце» девы обратилось к судьбе хитона Господня, о котором говорится в Евангелии апостола Иоанна. Узнав от наставницы, что он увезен в далекую Иверию (Грузию), назначенную быть уделом Божией Матери, но еще не озаренную христианством, юная дева возгорелась духом сподобиться увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет Он Сам обрести ей хитон Его.

И Сама Царица Небесная вняла молитве юной праведницы. Явившись ей во сне, Она вручила ей крест из соединенных виноградных лоз, который Нина обвила своими власами. Это был и ее святой посох, и ограда, прообраз будущего духовного плодоношения ее трудов, ибо Сам Господь «есть истинная виноградная лоза, и Отец Его – виноградарь» (Ин. 15: 1).

Получив благословение на апостольское служение от патриарха Святого Града, подвижница вышла на служение Христу.

Тернист и опасен был в те времена путь из Святой Земли к далеким горам Кавказа. Многократно опаснее он был для Нины. Он пролегал через земли Армении, где спасались от гонений римского императора непорочные девы-христианки. Присоединившиеся к ее трудам благовестия царица Рипсимия, ее наставница Гаиания и еще 35 дев приняли мученические венцы от армянского царя.

Но Ангел Божий хранил и вел святую для получения венца равноапостольного. Спасаясь бегством от гонителя, она достигла пределов Картлийского царства и, начав проповедь благовестия, слава о которой распространялась шире и шире, достигла Мцхеты, древней столицы княжества.

В этом городе Нина нашла кров у семьи царского садовника, и за милость гостеприимства, оказанного святой, Господь озарил светом Благодати Своей и этих добрых людей и весь народ. Отсюда начался ее нелегкий, опасный поначалу труд благовестия. Здесь в небольшой куще проводила она время в горячих молитвах.

Ее молитвами исцелилась от неплодия жена садовника; исцелила святая от тяжкого недуга и грузинскую царицу Нану, которая после Крещения стала ревностной христианкой.

Ее молитвой обратился к Богу Истинному и главный гонитель Нины – царь Мириан, ею исцеленный от ослепления. Вслед за царем пошли его князья, чиновники и весь народ.

В центре царского сада высился величественный кедр, который стал священным для местных жителей. Рядом с ним стоял царский дворец, и дерево было главным украшением сада. И в этом царском саду святой Нине было великое откровение о месте нахождения хитона Господня. Он находился здесь, под ногами, и из него произрастают корни этого величественного древа, а весь сад – это чудесный виноградник Христов, посреди которого высится великий столп – столп и утверждение Истины, который есть Церковь Бога Живаго (см.: 1 Тим. 3: 15).

Впоследствии вдохновенными зодчими на этом месте был воздвигнут храм Светицховели (Животворящий Столп) – патриарший кафедральный собор, посвященный 12 апостолам, главный собор Грузии, ее духовный символ.

Так, вначале тяжелые, труды работы Господней принесли благие плоды радости духовной.

Так верою святая побеждала царства, творила правду, получала обетования, избегла острия меча, укреплялась от немощи (см.: Евр. 11: 33–34).

Так молитвами и апостольскими трудами одного человека – жены по телу, но украшенной мужским разумом и благодатью Божией (см.: Канон на утрене. Песнь 3-я), – Господь Своей милостью, как хитоном, покрыл земли Грузии, и священники, присланные равноапостольным императором Константином Великим из Антиохийской Церкви, омыли ее народ в водах святого Крещения в 324 году.

***

Когда-то, в 1856 году, когда Грузинская Церковь временно утратила свою каноническую самостоятельность, а правительство проводило политику насильственной русификации Кавказа, петербургские чиновники увлеченно обсуждали план создания «Общества восстановления Православия на Кавказе». Святитель Филарет Московский не согласился с этим, но утверждал, что «по благости Божией твердо стоит Православная Грузинская Церковь», словами этим воздавая честь и уважение древней сестре-Церкви и ее благочестивому христианскому народу.

Возросло на этой земле благодатное, животворящее, святое древо – Грузинская Православная Церковь. Церковь эта здесь, на земле, являет небесную славу Божию в своих святых – праведных, преподобных, исповедниках, мучениках, равноапостольных и святителях. Имена многих известны нам по нашим святцам, но еще больше их прославлено Отцом Небесным. На благодатной земле грузинского народа нашли прибежище многие подвижники-отшельники в годы недавних гонений на Церковь; святые старцы Глинские совершали там свое душеспасительное для многих служение.

Так невозможное слабым силам человеческим делается возможно Богу (см.: Лк. 18: 27).

И ныне мы молимся, чтобы по молитвам святой Нины, просветительницы Грузии, по молитвам святой матери Церкви земной и Небесной просветился наш ум, открылись наши очи духовные, и, с благоговением и благодарностью приняв в сердце слова Христа Спасителя: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною», узрели мы то сокровище, которое не видел глаз, не слышало ухо, которое не приходило на сердце человеку, но которое приготовил Бог любящим Его (см.: 1 Кор. 2: 9).

Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/put/59054.htm