Бог Осипова. Эльдар Касаев
В одном уездном городишке, где повсюду ощущалось пламенное дыхание патриархальной Руси, человек святой жизни по имени Никон иночествовал в миру, поскольку монастыри были закрыты. Многие старались получить добрый совет от батюшки, который, пройдя через горнило страданий, закалился в вере и, как считали знавшие его, своим ревностным подвижничеством стяжал Духа Святого.
Худощавому и низкорослому подростку Лёше посчастливилось воочию наблюдать за жизнью отца Никона и орошать своё детское сердце драгоценной влагой любви, милосердия и смирения, которая изливалась из широкой души благочестивого пастыря. Мальчик любил подолгу беседовать с батюшкой, время от времени поглядывая на икону Иисуса Христа, висевшую над входной дверью в опрятную обитель священника.
– Лёша, подойди, пожалуйста, к двери, – как-то раз обратился к мальцу батюшка с линейкой в руках, – измерим твой рост.
– Конечно, батюшка, – с умилением взглянув на переливающийся образ Спасителя, ответил Лёша, торопливо семеня по чистому деревянному полу весьма скромного, но уютного домика.
На протяжении школьных каникул игумен Никон еженедельно фиксировал изменения в росте мальчика, который изо всех сил старался подрасти, словно весенняя травка, пробивающаяся к солнышку сквозь плотный панцирь асфальта. Спустя два с половиной месяца замеры прекратились. Раздосадованный Лёша настойчиво упрашивал батюшку их возобновить, но тот решительно ответил: «Ты что, хочешь быть выше Бога?!»
Придя в школу, мальчик тут же поймал на себе вереницу удивлённых взглядов на фоне шушуканья одноклассниц: «Глядите, Алик как подрос!»
Рост физического тела – весьма относительное понятие. Если, например, измерять рост от макушки до неба, то высокими окажутся те, кто в привычном понимании такими вовсе не являются. Куда важнее духовный рост человека, который незрим оку, но чувствуется сердцем.
Вдохновлённый дорогим батюшкой Никоном, Алексей ежесекундно искал Бога в своей душе, находясь в стенах богословской академии, расположенной на территории Троице-Сергиевой лавры. Юноша понимал и чувствовал, что даже самые обширные знания Священного Писания и творений святых отцов, посещение храмов, участие в таинствах не способны сделать человека христианином.
Необходима духовная жизнь по евангельским заповедям, опирающаяся на три столпа: глубокую молитву, которой необходимо учиться до конца своих дней, как это делали великие подвижники благочестия; искреннее покаяние, выраженное в изменении чувств, мыслей и поступков; истинное смирение, рождённое от молитвы и покаяния.
Смирение приводит к благоговению перед Богом, полному сердечному принятию Его воли во всём и ощущению невозможности улучшить характер без помощи свыше. Алексей прекрасно усвоил, что «Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения». Эти слова преподобного Иоанна Лествичника полезно знать тому, кто действительно решил жить по-христиански.
«Без молитвы нет религии», – любил напоминать себе Алексей, с упоением читавший труды святителя Игнатия (Брянчанинова), который предостерёг каждого из нас: «Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие».
Закончив академию без священнического сана и начав преподавательскую деятельность, Алексей Ильич внял мудрому предостережению преподобного Сергия Радонежского: «Желание сана есть начало и корень властолюбия».
Без малого 60 лет профессор Осипов верой и правдой служит тем, кто стремится к сердечной чистоте. Его многочисленные проповеди, транслируемые на телеканалах «Союз» и «Спас», будто пуховое одеяло, согревают людские души. Книги и статьи, написанные этим незаурядным богословом, педагогом, публицистом, способны посеять зёрна бескорыстной любви в сердцах, стремящихся жить по совести, которая есть голос Божий в человеке.
Почти год назад автор этих строк переехал из Москвы в Сергиев Посад во многом для того, чтобы посещать лекции Алексея Ильича Осипова. Наделённый тонким чувством юмора, он делится со слушателями ценными знаниями и передаёт состояние своей души, которая долгие годы старается преодолеть страсти и, словно поднимаясь по невидимым ступеням духовной жизни, достичь истинной любви. Преподобный Исаак Сирин писал: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви, если она не препобедила страстей».
Своим внутренним состоянием мы способны сделать счастливыми окружающих. Эту мысль великолепно выразил преподобный Серафим Саровский: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя».
Если каждую долю секунды помнить и ощущать, что человек неразрывно связан с Богом, то вера будет крепнуть. Вера – это не пассивное ожидание. Вера – это борьба с дурными помыслами, улучшение характера и образа жизни через соблюдение заповедей.
В мае прошлого года, за несколько дней до нашей первой встречи, я посвятил Алексею Ильичу акростих, которым делюсь с читателями.
Анчар завянет там, где любят.
Любви не страшен смертный яд,
Её и войны не погубят.
Кто любит – днём и ночью рад,
С утра молитву он возносит,
Её шепча со всей душой,
Юлить перед собой не просит,
Обет даёт – порокам бой,
Судьбу смиренно принимает,
Играет в шахматы он с ней,
По клеткам не спеша шагает
От угрожающих коней.
В нём нет ни злобы, ни тщеславья,
Утроба не его кумир.
Окрепла вера от страданий,
Теперь пора на брачный пир.
Долой сомнения и робость,
Умом и сердцем он с Творцом.
Шипы любви проткнули гордость
И породнили с Женихом.
Эльдар Касаев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии