Бог обещает нам Царство

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

        

У Свт. Иоанна Златоуста есть замечательно яркие и страшные слова:

 «Бог обещает нам Царство – и мы пренебрегаем Его; диавол готовит нам геену – и мы чтим его…»

Господь обещает нам Вечное Царство любви, мира, добра, радости, тишины…

Не сынами ночи и тьмы, а сынами света и дня – должны быть христиане, как говорит ап. Павел.

Жизнь человеческая на земле – это миг, это маленькая искра, это короткий вздох, это несколько несмелых шагов от колыбели до гроба…

И задача человека в этой обжигающе короткой жизни – услышать Божественный зов в своем сердце!

Очень часто случается так, что человек как бы скользит по поверхности жизни, скользит по поверхности своего сердца, по поверхности молитвы, по поверхности любви…

Человек боится глубины. Глубина предполагает серьезность. Глубина напоминает о смерти и Вечности. Глубина ставит своим условием подвиг и труд!

Пост – это то уникальное время, когда у каждого из нас есть возможность исследовать глубину своего сердца…!

И Святая Церковь предлагает нам покаяние – как благодатный инструмент, с помощью которого мы можем врачевать свою душу…

«Покаяние – это жизнь, – говорит Тертуллиан, – Стремись к нему, хватайся за него, как потерпевший кораблекрушение человек хватается за всякую доску!»

И действительно, в этой короткой и хрупкой как утренний туман жизни, мы очень часто, к сожалению, терпим кораблекрушение – кораблекрушение души, кораблекрушение наших духовных устремлений…

Волны житейского неугомонного страшного моря захлестывают человеческую душу и она захлебывается в этом мирском океане злобы, недоверия, корысти, зависти, страха, подозрительности…

«Диавол готовит нам геенну и мы чтим его…»

Почему человек чтит очень часто диавола, а не Бога на своем жизненном пути? Почему это драгоценное время земной жизни он разменивает на развлечения, собирание мамоны, достижение земного успеха?

Потому, что он  сам хочет быть обманутым, сам предпочитает играться на краю пропасти, сам желает принять иллюзию жизни за саму жизнь, сам добровольно отказывается от Неба, и выбирает тлен, землю, прах, холод и смерть…

А Свв. Пророки Варсонофий и Иоанн говорят, что: «Время дано нам для того, чтобы исследовать наши страсти, плакать и рыдать о них!»

Земная жизнь – это проверка нашего желания быть в вечности с Богом!

«Умирись с собою /преп. И.Сирин/ и умирится с тобою небо и земля. Постарайся войти во внутреннюю свою клеть (т.е. в сердце) –  и ты узришь клеть Небесную (т.е. Вечную Жизнь).  Лестница  в Царство Небесное – внутри тебя!»

Пост – это и есть наша попытка умириться с собою, “облобызать покаяние” /преп.Андрей Критский/.

Старец преп. Иосиф Оптинский говорил своим чадам: «Когда мы согрешаем – нужно немедленно бежать!» «Куда?» – спрашивали у него.  «В тихую гавань сердечного покаяния!»

Покаяние – это та точка духовного пространства, где человек добровольно обнажает перед Богом всю свою греховную глубину. То, что обычно человек скрывает от людей – весь свой душевный смрад, все струпья, язвы – все это человек обнажает перед Небесным Врачом.

И, безусловно,  (это мы должны понять), что покаяние – это состояние души. Это не просто перечень грехов по бумажке – и это хорошо, – но покаяние – это благодатная атмосфера души, в которой произрастают те плоды духа, о которых говорит ап.Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…»

Когда мы говорим о монахах – инок, это означает, что этот человек – иной; он отличный от других; его призвание – славить Бога, каяться в грехах…  Но и любой христианин-мирянин – он тоже должен быть иным! Он тоже посвящен Богу! Он тоже не может сливаться с греховным миром! Он должен быть светом миру, солью земли… Христианин – это человек, который постоянно ходит пред лицем Бога, чтобы он не делал, чем бы не занимался: мел улицу, учил детей, был воином или инженером.

«Вы уже не чужие, и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу!» /ап. Павел/

Христианин призван быть “своим Богу” (чадом, сыном) – в этом заключается великое достоинство человека!

И делая на своем месте свое маленькое дело, стараясь жить по заповедям Божиим, стараясь изменять самого себя – человек изменяет и всю Вселенную, кладет свою лепту в Небесную копилку добра. Он делается сосудом Божиим, живой проповедью Евангелия Христова!

Помним: как услышал преп. Макарий Великий глас: «Макарий! Ты еще не достиг того совершенства, как две женщины в городе!» Преподобный пришел к этим женщинам и сказал им:

–  Я желаю знать ваши добрые дела!

–  Поверь нам, честный отче, что мы еще прошлую ночь разделяли ложе свое с своими мужьями: какие же добродетели ты желаешь найти в нас.

Но после его настойчивых просьб, они рассказали, что вышли замуж за двух родных братьев и вот уже 15 лет живут все вместе в одном доме, за все это время не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собой. Просились в монастырь, но мужья не пустили их и они смирились.

Макарий удивился:  “Поистине Господь не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека к Истине, ко Христу и на его добровольное произволение посылает благодать Святаго Духа, которая управляет жизнью человека!»

Не одежда, не внешнее положение человека спасает, но живое, радостное, свободное стремление человека жить в Боге, стремиться к Истине, к Небу, ко Христу!

«Сыне, даждь мне твое сердце!» – говорит Господь…

Ап. Павел говорит: “Мы Христово благоухание Богу”. Христиане должны быть благоуханием Богу…

Но агрессия греха в современном мире настолько велика, ужасна, изощрена,  что даже христиане, которые знают добрую Небесную Программу, знают, как надо жить (знают заповеди Божии), тоже испытывают падения за падениями, кораблекрушения за кораблекрушениями…

Враг развертывает перед человеком свою страшную бесовскую коллекцию:  набор самых низменных страстей;  удовольствий, развлечений;  ложных духовных путей; погоню за успехом, за деньгами, за славой; «общечеловеческие ценности»…

Грех разбивает человека – лишает душу целостности, человек становится дробным как мозаичная картина, «погубляет ума красоту» /преп.Андрей Критский/. Поэтому вопием: «Исцели душу мою, яко согреших Тебе».

С удалением греха из души человек «исцеляется», становится «целым» «целомудренным». Становится самим собой!

И Церковь, как любящая мать, старается как бы сдвинуть каждого из нас с мертвой точки, с того места, на котором наша духовная жизнь остановилась, стала похожа на загнивающую стоячую воду.  /Для этого – пост/.  Затхлая вода нашей души – это наша гневливость, наше равнодушие, дерзость, осуждение, подозрительность, памятозлобие, немолитвенность, наша нелюбовь!

У каждого – своя оборона (как говорил преп. Амвросий опт.), свой театр военных действий!

«Опыт духовный – не покупается! Его каждый приобретает своим трудом и своей кровью…» (старец Иосиф Исихаст).

Главное – чтобы мы все-таки учились на ошибках; чтобы не увлекались прелестями этого мира; чтобы любили Церковь (кому Церковь не Мать, тому Бог – не Отец); чтобы постоянно участвовали  в молитве, в Таинствах и были живой здоровой ветвью на древе Христовом (а не сухой и отломленной); чтобы любили наш общий Дом – наше Отечество Россию! переживали и скорбели за нее; чтобы понимали, что есть только одна “общечеловеческая ценность” – Христос!

И Господь за нашу борьбу, за неравнодушие, за стремление жить по-христиански обязательно подаст благодать, мир и радость!

Пост – это не только голод по пище, по снедям и т.д. … Пост – это голод по Богу! Желание соединиться с Христом и быть Его чадом! Это очень трудная задача!

В одной из церковных молитв говорится: «Отягчен сном уныния, помрачаюся прелестию греховною: но даруй ми утро покаяния, просвещая очи мысленные, Христе Боже, просвещение души моея, и спаси мя!»

Помолимся, чтобы Господь каждому из нас дал в пост это утро покаяния, чтобы в душе воссияли ранние прекрасные лучи радости, благодати и света!

http://www.optina.ru/sermon/pt60/