Блуд как причина демографической катастрофы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Владимир Соколов

Добрачное целомудрие и здоровье общества

Через несколько лет после революции известный социолог и философ культуры Питирим Сорокин провел в Петрограде социологическое исследование и ужаснулся – полученные данные явно свидетельствовали, что в общественной жизни может произойти невиданная доселе катастрофа. Что же так встревожило социолога?Он обнаружил, что резко возросло количество разводов – на 10 000 браков их приходилось аж 96. Какой бы шок испытал молодой философ культуры, узнав, что сегодня (и это только по официальным данным) из 10 000 тысяч браков 5 000 заканчиваются разводом? И что бы он ответил на вопрос: «Произошла ли в общественной жизни катастрофа»? Социальная катастрофа, несомненно, произошла уже тогда, разве революция это не социальная катастрофа? А возрастание числа разводов было уже следствием этой катастрофы, ведь в это время в общественном сознании произошел шокирующий сдвиг – выдвигались идеи полного упразднения такого института как брак.
Однако обществу потребовалась социальная мобилизация – и институт брака был укреплен, аборты были запрещены законом. Добрачное целомудрие стало нормой социальной жизни. Когда немцы стали посылать в Германию на работы наших людей, то немецкие врачи, осматривавшие наших девушек брачного возраста, с удивлением обнаруживали стопроцентную девственность. Один из умудренных жизнью немецких врачей высказал даже мысль о том, что нацию, которая несет такую нравственную чистоту, победить невозможно. Интересно, что он связал устойчивость и консолидацию общества с телесной чистотой, являющейся выражением общественной нравственности.
Но почему именно на основании женского целомудрия немецкий врач сделал вывод о нравственной чистоте всего общества? Отсутствие целомудрия в обществе – это отсутствие целостности, цельности в отдельных личностях, а, стало быть, и во всем обществе. В женской нравственности общество особо уязвимо, потому что женщина определяет нравственность в семье, а через семью и во всем обществе. Если женщины в обществе нравственны, то нравственно и все общество, а нравственное общество – это целостное общество, сплоченное высокими идеалами жизни, а значит, – сильное, неодолимое общество.

Причины катастрофы: распущенность, аборты, разводы…

Сегодня все переменилось – семьи разрушаются с феноменальной скоростью и в ог-ромных количествах, а добрачное сожительство стало нормой – в школах дают уроки с наглядными пособиями, цель которых – обучить такому сожительству.
Семья – это первичная ячейка социума – если эта ячейка разрушается, то страдает и весь социум. Катастрофа – это процесс, и если при поверхностном взгляде на происходящее еще не видно следов явного разрушения, то при взгляде пристальном видны углубленные трещины в громаде социальной пирамиды. При возникновении в этой растрескавшейся пирамиде чрезмерного напряжения – может произойти ее мгновенное разрушение. Многие специалисты, изучающие социальные изменения, предупреждают о возможности катастрофического распада общества. Например, такой видный политолог как С.Е. Кургинян, предсказавший в свое время распад Советского Союза, весьма аргументировано доказывает, что наше общество деградирует и мы, постоянно увеличивая скорость сползания, низвергаемся в пропасть социальной катастрофы.
Однако многие возразят: «Не смотря на такое количество разводов и абортов, мы, в общем-то, живем неплохо – даже лучше, чем жили раньше, а кризисы это временное явление, они и прежде бывали, но потом их успешно преодолевали. Так что нет прямой связи между распадом семей, возрастанием количества абортов и социальной деградацией – это притянуто за уши».
Тогда поставим вопрос иначе: «Может ли общество быть устойчивым, если возникает демографическая проблема? Или, говоря проще, может ли общество сохраниться, если оно испытывает недостаток в тех, кто его образует – в людях»? Очевидно, что не может – оно неизбежно начнет разрушаться, потому что у него не будет тех, из кого оно строится и кем обновляется. По официальным данным в 2007 году было сделано 1 млн. 407 тысяч абортов [1]. А по оценкам экспертов, просчитывающих еще число неучтенных абортов (большинство противозачаточных средств являются абортивными) – их количество колеблется от 2,5 до 4 млн. в год. Кроме того, после совершения абортов 6,5 млн. женщин в России стали бесплодными. Это настоящая война, в которой мы теряем людей больше, чем потеряли в Великой Отечественной.
И это еще не всё, потому что для созидания общества нужно не только родить детей, но, главное, воспитать их. И то и другое наилучшим образом совершается в семье. Кроме того, обществу нужны духовно и физически здоровые люди – оно не может состоять только из инвалидов и больных, но при таком безнравственном отношении взрослых к рождению детей – они редко могут быть здоровыми. Женщины, сделавшие аборты, но не потерявшие способность к деторождению, сильно ослабляют свое физическое и психическое здоровье и часто уже не могут произвести здоровое потомство.
Разводы есть одновременно и следствие и причина нравственной деградации и половой распущенности. Увеличение количества абортов при наличии распущенности и нравственной безответственности в обществе неизбежно. Те дети, которым удается выжить в этой войне, которая ведется на уничтожение с ними, вынашиваются в утробе прежде агрессивно умертвлявшей детей. Зачатый ребенок, считывая память об этих событиях, начинает активно бороться за жизнь – мать он воспринимает как потенциальную убийцу, угрожающую его слабо защищенной жизни. Здесь закладываются будущие конфликты ребенка с матерью. В такой утробе не может зачаться полноценное потомство в физическом смысле, а в изнурительной психологической борьбе за жизнь ребенок теряет и психическое здоровье. Такие дети не могут быть активными и полноценными членами общества. Так что распад семей свидетельствует и о продолжающемся распаде социума.

Утрата ценностей и подмена понятий

В чем же главная причина деградации общества, которую мы имеем возможность наблюдать сегодня? Святые отцы, например, преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин, учили, что наше материальное бытие зависит от идеального бытия – от идей. Они называли их логосами. По их мнению, начало эти идеилогосы берут во Святой Троице – в Ипостасном Логосе. Иными словами, низшее бытие зависит от Высшего Совершенного Бытия – от самой Троицы. Поэтому и наша культурная жизнь напрямую зависит от тех идей, которые лежат в основе нашего мировоззрения.
Собственно, культура – это и есть материализованная идея, весь вопрос только в том, материализацией какой идеи она является? Подлинная культурная среда, в которой возрастает человек – это, прежде всего, область непреходящих идей и ценностей. Но сегодня мы, во-первых, наблюдаем дефицит тех мировоззренческих ценностей, на которых зиждились все устойчивые сообщества.
На простом примере можно увидеть, что именно произошло с нашим обществом. В 90-х годах, когда закладывались основы новой социальной системы, министр иностранных дел Козырев, на вопрос: «Какая же ныне будет идеология общества»? – уверенно ответил: «Деньги будут тем, что будет регулировать общественную и экономическую жизнь». Действительно, деньги стали центром внимания, как отдельного человека, так и всего общества. Все оценивалось деньгами, даже и человек – его таланты, способности. Возникло даже пресловутое выражение: «Сколько ты стоишь»? На этот циничный вопрос следовал такой же циничный ответ: «Я стою столько-то». Привычный цинизм и двусмысленность вопроса и ответа свидетельствовал о том, что деньги стали главной ценностью жизни и ее мерою. Но провозглашение денег главной ценностью общества стало открытой декларацией введения культа золотого тельца. Тельцу так же, как и в древние времена, начали приносить кровавые жертвы – убивать конкурентов, убивать людей для извлечения органов, убивать ради ограбления и т.п. Убийство стало обыденной нормой тех отношений, которые установились в обществе, где деньги выбраны главной ценностью.
Все вышеизложенное наглядно свидетельствует о том, что само общество деградировало и живет по бандитским понятиям – но для того, чтобы оно стало таковым, достаточно было лишь указать на золото, как на главную ценность человеческой жизни. При таком подходе жизнь человека обесценивается, ведь ею можно было пожертвовать ради получения «главной» ценности – денег. Выдвинув власть денег как культу-рообразующую идею общества низшего порядка, общество обрекло себя на духовно-нравственную деградацию.
Но заметим, что произошла не только утрата главных ценностей, но и их девальвация, а порой имела место и подмена понятий. Это случилось, например, с одной из главных ценностей, на которой зиждется христианская культура, с понятием – любовь. Употребительное ныне выражение заняться любовью наилучшим образом свидетельствует о том, какой смысл мы вкладываем теперь в это понятие. Это уже не редукция понятия, а подмена его высокого смысла низким, вульгарным.
В христианстве понятие любовь означает способность жертвовать ради других всем, даже собственной жизнью. В современной культуре это слово наполняется смыслом наслаждения другим, использованием его ради своих корыстных целей. Любовью нынче называют хищнический эгоизм, который питает ненасытную гордыню, в то время как подлинной любви присуще смирение. Без смирения вообще нет любви, ибо желание расстаться с эгоизмом возникает только там, где человек сознает несоответствие высоты своего жизненного призвания и нынешнего духовного состояния. Здесь, в покаянии и возникает смирение. От того, что мы называем эгоизм любовью, – он любовью никогда не станет, ибо его сущность от этого не переменится. Любовь возникает только в преодолении эгоизма. Эгоистичный человек не способен пожертвовать жизнью ради других. Физическая тяга друг к другу возникает легко, потому что проистекает из природы человека, а духовная любовь рождается как дар, нисходящий от Бога, в муках и страданиях самопреодоления.
Обесценивание слова, употребление его в противоположном традиционному смысле – приводит к тому, что вместо самопожертвования, вместо служения другим, мы все чаще встречаемся с жертвоприношением, с безнравственным использованием человека человеком. Убийство за провозглашенную высшую ценность – деньги (например, за квартиру) или комфорт (аборты по социальным показаниям) стало привычной реальностью нашей лишенной высоких смыслов жизни.

Если целомудрие – зло, то мир ждет катастрофа

Вместе с понятием любовь девальвировано было и понятие целомудрие. Заметьте, это слово практически исчезло из употребления, как-то неприлично стало в нашем развращенном обществе напоминать о целомудрии. Это кажется уже устаревшим, ненужным понятием – поэтому оно так стремительно исчезает из нашего лексикона. Если же его употребляют, то оно приобретает отрицательный смысл, в то время, как слово разврат положительный. Разврат оправдывается и даже становится некой новой «добродетелью». Как-то раз я случайно подслушал разговор. Почтенный профессор, преподаватель и декан вуза обвинял христиан. По его словам, выходило, что половое воздержание – это проявление эгоизма, потому что человек не откликается на нужды других, а бесчисленные половые связи – это признак альтруизма, растрата себя для других, жертва собой. Получалось, что воздержание – это несомненное зло, а разврат – истинное добро, жертвенная любовь. Однако, простой, малообразованный человек, никак не аргументируя, возразил ему с улыбкой: «Нет, нет – это грех».
У современного человека отсутствует такое понятие, как грех, поэтому «добродетелью» можно сделать все, что угодно. Если целомудрие – зло, а разврат добро, то мир ждет катастрофа. Пока в головах и сердцах происходит такое смещение, нравственным человек и общество никогда не станут, потому что нравственности без четкого различения добра и зла не может быть в принципе, ведь нравственность и есть предпочтение добра перед злом – выбор добра. Целомудрие, а не мудрование, подобное описанному выше, возможно только в доброделании, ибо целомудрие и есть совокупность осуществленных добродетелей. Причем, правильное понимание добродетелей возникает только в очищенном от лжи сознании. При извращении, переворачивании и сужении смыслов целомудрие сознания невозможно.
Даже и сами христиане порой утрачивают полноту смыслов. Так, к примеру, произошло со словом целомудрие. Сегодня смысл его по большей части сводится к плотской чистоте. Но само слово свидетельствует о том, где же обретается чистота, где зачинается истинное целомудрие. Целостность мудрости в понимании жизни, места человека в бытии есть основа чистоты помышления, а, значит, в конечном итоге, и чистоты плоти, ибо любая мысль, любой помысел – это потенциальное действие, потенциальный поступок. Если нечисты мысли, то нечистыми, неправедными будут и наши поступки. Преподобный Макарий Великий по этому поводу говорит: «Должно хранить душу и всячески блюсти, чтобы она не приобщалась к скверным и злым помыслам. Как тело, совокупляющееся с другим телом, заражается нечистотой: так растлевается и душа, сочетаваясь с скверными и злыми помыслами, и согласуясь с ними заодно… Знай, что в тайне души содевается растление и блуждение действием непотребных помыслов» . [2]

Человек, допускающий нечистоту своих мыслей, попадает в замкнутый диавольский круг – выношенные внутри развратные мысли становятся развратными поступками, а «волнение похоти развращает ум незлобивый» (Прем.4, 12). Развращенный похотью ум с новой силой развращает плоть…

Отличить добро от зла

Человек, целостно воспринимающий жизнь, правильно понимающий ее устроение Богом и знающий свое назначение в этом мире, направляет свою волю к осуществлению того, что открывается ему в этом верном, целостном взгляде. Направление воли (свободы человека) к добру важнейшее условие чистоты, но еще важнее для человека умение отличать добро от зла. Вот здесь, на той почве, на которой произошло грехопа-дение человека, начинается и его целомудрие. Утратив целостное представление о бытии, приняв зло за добро, человек теряет и чистоту помышления, и чистоту плоти. Недаром слова блуд и заблуждение в русском языке являются однокоренными. Язык сохраняет эту утерянную в нашем сознании связь между словесным заблуждением и блудом телесным.
На эту связь недвусмысленно указывает нам и Священное Писание. В Библии Христос говорит, что тот, «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28). Слова Христа приравнивают нечистое помышпомышление к совершению поступка. Принятый в сердце помысел начинает в нем расти и обретать силу. Когда помысел, питаемый сердечной энергией, созревает – он превращается в действие, в поступок. Мы вынашиваем в себе мысли, подобно тому, как женщина вынашивает плод в своем чреве. В уме и в сердце человеческом зарождается, вынашивается, утучняется и созревает зло – поступок есть лишь зрелая стадия одного и того же духовного акта, который начинается с принятия злого умысла, а заканчивается злым поступком. Христос указывает на этот источник зла словами: «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» (Мк.7, 21). Поэтому человеку и придется отвечать за каждое помысленное, произнесенное и даже сокрытое в глубине сердца и не вполне осознанное слово.

Ложь – начало заблуждения и спутник блуда

Культура мышления, позволяющая человеку выявить ложь в своей мысли и следовать путями правды, занимает в духовной жизни не последнее место. К сожалению, в наше время эта культура основательно забыта и даже поругана. Эпоха постмодернизма, в которую мы имеем несчастье жить, узаконила право на собственное мнение, основывающееся на смутных ощущениях и предпочтениях. При таких критериях культура диалога, как внешнего, так и внутреннего теряется – человек становится равнодушным к истине, к правильности своей мысли.
Мы забыли, что один из равноценных переводов греческого слова Ortodoxsia (которое обычно переводится как Православие) звучит как Правомыслие. Целомудрие в Библии называется благоразумием, но что такое благоразумие, как не благое (правильное) мышление. Целомудрие, таким образом, есть главный признак, по которому мы опознаем Православие, ведь Оно насаждает высокую культуру мысли, основанную на высших ценностях человеческого бытия. Правильные ощущения и чувства формируются только правильной мыслью, ибо неправильная мысль искажает и отравляет в душе все, в том числе и ощущения и чувства. «Я так чувствую, у меня такое ощущение» – главные аргументы эпохи постмодерна – есть лишь оправдание заблуждений, нежелания нравственно изменяться.
Ложь мы иначе называем лукавством, чем-то изогнутым, отвращающим от путей правды Божией – она есть заблуждение – блуд духовный, недаром в славянском языке ложь прежде именовали тем самым нецензурным ныне словом, которым называют женщин легкого поведения. У всех этих слов даже корень один и тот же – бл. Мы привыкли снисходительно относиться ко лжи – она стала неотъемлемой частью нашего сознания и бытия. Почему-то сегодня ложь считают чем-то невинным. Однако Писание приравнивает ее к самым страшным человеческим грехам, таким, как убийство, любодейство, чародейство, идолослужение, ибо участь всех причастных к этим грехам одна и та же – «в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21,8).
Блуд телесный всегда связан с ложью – он начинается с нее и ею постоянно сопровождается. Аргумент атеистов в защиту блуда, что, мол, он совершается по взаимному согласию, и нравственность здесь не страдает – несостоятелен, потому что ложь является тем, что извращает всю нравственность. При наличии этого яда в душе, нравственный выбор между добром и злом невозможен, ибо ложью перемешиваются различия между ними. И если так важно для нашего спасения быть причастными к правде, почему же мы так равнодушны к наличию в нашем сознании и общении лжи?
Ответ на этот вопрос можно найти, прежде всего, в направлении нашей воли – мы не пытаемся изгнать ложь из своей жизни и, прежде всего, из жизни внутренней. Ложь для нас – источник комфорта, ведь для того, чтобы быть на страже своей мысли, надо стоять на посту постоянно – и днем, и ночью в бессменном карауле. Кроме того, сегодня мы все настолько пропитаны ложью, что воспринимаем правду не как животворную силу, ибо правда животворит (Пс.118,40), а как силу, доставляющую дискомфорт, потому что себя отождествляем с тем, что считаем правдой, но что на самом деле является ложью.

Подвиг, сохраняющий душу

Кроме того, любящий правду невольно вступает в конфликт со всем обществом, в котором ложь стала нормой общественных и межличностных отношений. Не участво-вать сегодня в таком общественном блуде – есть подвиг христианина. Подвиг, сохраняющий душу в чистоте целомудрия. Само слово праведник происходит от слова правда. Праведник – этот тот, кто питает свою душу правдой Божией и постепенно становится подобным ей – преподобным. Правда – это основа целомудрия, ибо только в истине возможно целостное, не фрагментарное постижение Бытия. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5,6).
Блудник всегда движим страстью, а страсти, по учению святых отцов, есть извращенные добродетели. Блуд – есть извращение путей правды, принятие ложных путей, ведущих человека в духовную пропасть. Блуд питается энергиями жизни, дающимися человеку для духовного пробуждения, поэтому человек испытывает такое притяжение к блуду. Преодолеть это притяжение возможно только тогда, когда человек становится на пути правды, ибо правда отнимает жизненную энергию у лжи – ложь хиреет, а правда животворит человека, обновляет и преображает.

С точки зрения Вечности

Фрагментарный взгляд на Бытие есть не целостный, не целомудренный взгляд – иначе говоря, недостоверный, ложный взгляд. Когда мы мыслим мир как самобытный, а возникновение жизни приписываем его величеству случаю, то это ложный взгляд на мир. Но мы сегодня напрочь лишены целостного подхода к бытию, ибо наше мышление, наши очки, через которые мы смотрим на мир, заставляют нас видеть мир только в укороченной части излучения. Сама парадигма нашего мышления обрекает нас на то, что многомерный мир мы увидим только в той его части, которая проецируется на плоскость.
По признанию ученых, в современном научном мышлении отсутствует такая категория мышления как время. То, что принято у нас называть временем на самом деле является характеристикой пространства. Вот что пишет исследователь категории времени в науке Владимир Васильевич Финогеев: «Распознать природу времени не удалось. Точнее, не делалось попыток, поскольку такая задача не ставилась. Задача не вы-двигалась, поскольку в ней не было необходимости. Теоретического минимума Специальной теории относительности в виде зависимости пространственно-временных характеристик объектов от их скорости было достаточно. Время оказалось не свободным от пространства. Становилось частью пространства» [3] .
Мы все научены именно этой парадигме мышления, ведь даже в обыденном сознании время неизменно подменяется пространством. Так на вопрос: «Далеко ли до деревни Лежигора»? – мы отвечаем: «Минут двадцать». Ну, если у нас нет даже взгляда на Бытие через время, а все живое зачинается и развивается во времени, – то, что же сказать об отсутствии взгляда на Бытие сквозь призму Вечности. У нас отсутствует временная и вечностная парадигма мышления, а целостно Бытие можно представить, только смотря на него через время, пространство и Вечность. Стало быть, мы все не целомудренны – и обречены таким образом на заблуждения, на ложное представление о мире и человеке – на духовный блуд, пока не научимся мыслить в целостной парадигме. Блуд телесный является только следствием нашего духовного заблуждения. Ес-ли человек не является причастником Вечности, то бытие он все равно будет воспри-нимать как нечто данное ему для наслаждения и комфорта, ведь блуд падший человек считает главным наслаждением жизни.

Подвиг изменяет атмосферу

Читая аскетические произведения отцов и назидательные беседы о необходимости воздержания и чистоты плотской в духовном становлении человека, многие миряне справедливо спрашивают: «А как же быть нам – тем, кто постоянно подвержен в миру искушениям плоти»? Ответ просто логически вытекает из правильного понимания целомудрия и чистоты. Обретая целостный, мудрый взгляд на мир, мы уже защищаем себя от огромного количества искушений. Возвышенный взгляд, подчинение своей жизни высоким понятиям и осуществление этих высоких смыслов отвращает человека от низменных, развращающих смыслов. Багаж истинных ценностей, обретаемый нами в этой жизни, не отягощает нас, а, наоборот, вырывает нас из страстных объятий этого мира и облегчает наше восхождение к миру иному. Любой человек, вступая в сознательный возраст, может стать сторожем своей мысли. Грех ведь начинается с лукавой мысли, недаром в главной христианской молитве, данной нам Самим Иисусом Христом, мы просим избавить нас от лукавого. Лукавство мысли врачуется покаянием – изменением ума. Целомудрие – это неизменное изменение – постоянное покаяние, чистота, обнаруживающая в потаенных уголках души нечистоту помышления. Ложь – это духовная слепота, обрекающая человека на заблуждение – и как следствие – на блуд.
Заповеди: «не лгите» (Лев.19,11), «не прелюбодействуй» (Исх.20,14) – это не табу, нарушение которого приводит к мгновенной смерти, а рекомендации опытного и любящего Врача, знающего как вылечить душу от хронических болезней. Избавление от лжи – главное лекарство против нечистоты, ибо диавол есть «лжец и отец лжи» (Ио-ан.8,44). Избавляясь от лжи, мы избавляемся от его влияния и обретаем целомудрие – продолжая лгать, мы приносим ему сакральную жертву, ибо жертвуем душой.
Личный аскетический подвиг очищения души от вредоносных и ядовитых смыслов изменяет не только человека, но и общественную атмосферу, ибо тот, «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3,2). Личный пример совершенства – самый действенный акт улучшения общества и обретения целомудрия. Только через слово можно обуздать тело. Жизнь святых – есть свидетельство такого воздействия на общество через совершенство в слове молитвы и обуздании страстей.
Личный подвиг воздержания свидетельствует о том, что есть подлинные ценности (не деньги), ради которых человек совершает свою жертву. Совершенная жертва – это жертва, принесенная в чистоте целомудрия. Целомудренная жертва – это жертва, творимая ради высшей цели и Высшего Существа – Бога. Поэтому и вся наша общественно-культурная жизнь должна строиться вокруг и ради Бога. Изъяв эту Наивысшую Ценность из нашей Жизни и, провозглашая иные «ценности», мы обрекаем себя на вечное заблуждение, на вечный блуд и нецеломудрие.

Системный кризис преодолим

Возникший ныне кризис называют системным, охватывающим все сферы жизни. А что охватывает все сферы жизни? Мировоззрение или система взглядов на Бытие. Если взгляд на Бытие нечистый, нецеломудренный, то несоответствие его самой жизни неиз-бежно приведет человека и мир к катастрофе. Современный человек ослеплен гордыней – он не хочет знать о своей внутренней поврежденности, греховности, более того, он оправдывает грех, возводя его порой в ранг добродетели или называя его, как древние язычники, проявлением естества.
Но Библия о греховном человеке пророчествует иначе, чем современные футуроло-ги. В книге Левит Бог предупреждает свой народ: «Соблюдайте постановления Мои и закон Мой, который исполняя, человек будет жив» (Лев.18,5). Далее перечисляются грехи плоти, ныне очень распространенные, за которые человек и подвергнется этому наказанию. Среди них, прежде всего, различные виды инцеста, также грех прелюбодея-ния: «И с женой ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею» (Лев.18,20). Ну и грех мужеложства: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18,22). Бог показывает, что наказание человека происходит через его собственное осквернение, то есть, по его свободе. Это в каком-то смысле самонаказание. Бог предупреждает об этом человека: «Чтоб вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас. Ибо если кто будет делать эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа моего» (Лев.18,28-29). Таким образом, не Бог наказывает человека, а человек, нарушая установленные Богом законы духовного и материального бытия, подвергает себя и окружающий мир разрушению. Если человек не одумается, не покается и не перестанет творить эти мерзости, то его ожидает подобный конец.
Духовная жизнь всегда органична – она не может совершаться вне традиции переда-чи духа. Его передача возможна только в иерархической лествице – от тех, кто обладает целостным пониманием жизни, – тем, кто желает восхождения по лествице добродетелей.
Церковь представляет собой органическое единство – семью, объединенную духовным родством, в которую включаются и те, кто ищет целомудрия преображенной жизни. Целомудрие дает духовное зрение и обеспечивает духовное созревание.
Семья – это малая Церковь, в которой происходит телесное, культурное и духовное созревание человека. Дух вообще вне семьи (духовной и телесной), вне органического и духовного единства не может действовать. Поэтому распад семьи, где изначально происходит становление человека, есть свидетельство того, что это становление сегодня становится затрудненным, а далее и невозможным. Без сохранения семьи – Большой и Малой Церкви, где только и возможно пребывать в подлинном целомудрии – у человечества нет будущего.
Смысл человеческой жизни заключен в том, чтобы дозреть до благодатной Вечности, но такое созревание невозможно без обретения духовного зрения. Духовное зрение появляется только у человека целомудренного, потому что целостность мудрости избавляет от страстей, которые питаются ложью, а она-то и ослепляет человека. Чтобы не постигла человечество пагуба ему необходимо духовно прозреть – без обретения целомудрия – прежде как целостности мудрости, а затем и чистоты плоти – ему не преодолеть системного, мировоззренческого кризиса, а, стало быть, и не выжить.

 

 

[1] См. об этом на сайте: www.choicewomen.ru.
[2] Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания и слова. М., 1880. С.577.
[3] Финогеев В. Специальная теория относительности против специальной теории относительности. М., 2008. С.65.

Священник Владимир Соколов