БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР. ПРОПОВЕДЬ. ДУХИ ЗЛОБЫ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Блаженнейший Митрополит Владимир. Проповедь. Духи злобы

Проповедь, произнесенную им в 5-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице (на отрывок из Евангелия от Матфея 8:28 – 9:1). 

Мы слышали евангельское благовестие об исцелении Иисусом Христом двух бесноватых в стране Гергесинской. Это благовестие свидетельствует о том, что злые духи существуют на свете и совершают над людьми свои пагубные действия. С тех пор, как злой дух склонил Адама ко греху, сколько произведено им бедствий в мире. каких только грехов не выдумало человечество, каких срамных дел не совершено, каких не допущено ужасных преступлений по внушению и при содействии этого, по выражению Спасителя, «человекоубийцы искони», «льва, ищущего, кого поглотить», — диавола (1 Петр. 5:9)... Злые духи не только вредили человеку, соблазняя его, но нередко и вселялись в человека: тогда таковой мучился и делался, как сумасшедший, именовался он бесноватым. Бесноватые, о которых мы слышали из Евангелия, жили в пещерах, где погребали умерших, они были настолько свирепы, что никто не смел проходить около того места, где они находились.

В бытии злых духов мы убеждаемся из книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, из свидетельства святых отцов и из жизнеописания угодников Божиих. В книге Бытия повествуется, как диавол, явившись в образе змия, соблазнил нашу праматерь Еву, которая нарушила заповедь Божию и склонила к тому праотца Адама. Оттого-то диавол и называется человекоубийцей искони — от начала (Ин. 8:44).

В книге Иова пишется, что диавол, по попущению Божию, поразил Иова многими бедствиями, но не добился из уст его хулы на Бога.

Сам Спаситель во время сорокадневного пребывания в пустыне не раз был искушаем сатаной, пытавшимся возбудить в Нем нетерпеливость, тщеславие или властолюбие (Мф. 4:2-10).

Бесов изгонял и Сам Христос Спаситель и апостолы Его (Мф 10:8).

Из Божественного Откровения мы знаем, что диавол есть существо реальное, иррациональное, личностное, имеющее разум и волю. Как вера в Бога, в бытие ангелов добрых, так и вера в бытие злых духов всеобща в роде человеческом. Бесы — это падшие духи. Собственная воля погубила их, злая воля руководит ими в их злодеяниях.

Не говоря уже о неверующих людях, нам, верующим, очень не хотелось бы верить в бытие диавола. Всегда охотнее верится в добро: Бог и ангелы — существа добрые и прекрасные, потому верить в существование их приятно и утешительно; между тем диавол и бесы — существа злые и вредоносные, потому верить в их бытие — весьма неприятно, и нам хотелось бы, чтобы их не существовало.

Мы имели бы некоторое право не верить в существование злых духов, в прошлом добрых, но отпавших от Бога и теперь навечно утвердившихся во зле, если бы вокруг себя видели одно добро и добрых людей, но мы видим и зло, и злых людей. Почему не верить в существо, всецело и бесповоротно ожесточенное во зле, если и среди людей встречаются такие упорные личности, что никакие наказания, даже угроза смертной казни не в состоянии заставить их бросить злые привычки и преступные дела.

Злые духи различным образом вредят людям и губят неосторожных, по попущению Божию. Только ныне, во время новой благодати, бесы действуют скрытнее, чем в то время, когда сила и власть их над людьми не была сокрушена Христом, и им было гораздо просторнее в мире.

Бес всегда силен нашей слабостью. Потому слово Божие говорит: «Не давайте места диаволу» (Еф. 4:27). Зло, гнев, пьянство, сквернословие, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие, блуд, нечистота, лукавство, ложь и другие пороки людские вполне можно назвать беснованием, носителей этих пороков — одержимыми, или бесноватыми. Откуда может произойти в человеке столько и таких зол? Очевидно, от Диавола, который есть начинатель всякого зла. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8).

Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы разрушить дела диавола и победить его со всем его воинством: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). С пришествием Христа для нас не страшен диавол. Бесноватые, увидев Иисуса, кричали: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). Итак, Иисус Христос — мучение для злых духов. Они хорошо знают, что после страшного суда будут навеки заключены во ад. Им хотелось бы, по крайней мере, хоть до суда иметь полную волю в мире и господствовать над людьми. О том, что они не имеют такой власти, что они всегда находятся в полном подчинении у Бога, Господь показал изгнанием их из бесноватых людей. Когда злые духи увидели, что Христос хочет изгнать их из человека, стали просить у Него позволения войти в пасшееся стадо свиней. Значит, даже такому животному, как свинья, злые духи не могут повредить без попущения Божия.

Если Христос страшен для бесов, если они трепещут перед Богом — значит, они не могут быть там, где находится Бог, они бегут оттуда. Если в нашей душе будет Бог, то злые духи будут бежать от нас, как от огня.

Для борьбы с диаволом необходимо облечься в оружие: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских... А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого... И меч духовный, который ест Слово Божие» (Еф. 6:11-17).

Лучшее оружие для борьбы с диаволом — молитва и пост. Сей род, сказал Господь о бесах, ничем не изгоняется, только молитвою и постом (Мк. 9:29).

Бесы говорили священномученику Киприану: «Мы не можем смотреть на крестное знамение, оно как огонь, опаляет нас и прогоняет». «Именем Иисуса всегда бей ратника», т. е. бесов — учит преподобный Иоанн Лествичник. «Нет крепче и сильнее оружия в духовной брани, как Иисусова молитва», — свидетельствует авва Иов. «Демоны не дерзают приблизиться к тому, кто беседует с Богом», — вещает Симеон Новый Богослов. Чтение Священного Писания есть великая защита от греха, учит авва Епифаний, а блаженный Иероним и преподобный Пимен говорят: «Думай постоянно что-нибудь доброе, чтобы диавол всегда находил тебя занятым; пока человек пребывает в духовном делании, враг не может поразить его».

Следуя примеру и указанию доблестных воинов Христовых, надеясь на Бога и укрепляясь благодатию Святого Духа, мы можем и должны выйти победителями в борьбе со злом и врагами нашего спасения — духами злобы поднебесной (Еф. 6:12). Аминь.

По книге «Слово, растворенное любовью. Проповеди Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви» (Киев, 1997).

http://foma.in.ua/articles/faith/blazhennejshij-mitropolit-vladimir-prop...