Благовещенский (Семибратский) монастырь в Вязниках
Российские древности приглашают читателей в очередное путешествие к архитектурным сокровищам XVII века. Сегодня мы рассказываем про Благовещенский монастырь в Вязниках Владимирской области. Построенный в 1641 году, монастырь исключительно интересен не только историей своего появления, но и тем, что архитектура постройки сочетает в себе живописное узорочье и симметрию. Наша экспедиция посетила его, возвращаясь из большого августовского путешествия 2021 года по Уралу. И вот сейчас мы представляем вам рассказ об этом замечательном памятнике.
Благовещенский женский монастырь в Вязниках представляет собой комплекс зданий, три из которых представляют большую историческую и культурную ценность: Благовещенский собор (XVII век), надвратная церковь Всех святых (XVIII век) и келейный корпус (XVII –XIX века)
«Привет из Вязников». Дореволюционная открытка
Своим возникновением обитель обязана явлению чудотворной иконы Божией Матери. Произошло это около 1623 года в Вязниковской слободе.
Здесь нужно дать небольшое пояснение. Вязниковская слобода – это слобода при древнем городе Ярополче Залесском, изначально основанном в 1135-1138 годах братом Юрия Долгорукого Ярополком Владимировичем в 5 километрах от города Вязники. Этот город погиб во время монгольского нашествия. Жители сюда вернулись, но города уже не было. Однако Ярополча волость сохранилась, и город снова начал развиваться уже в XVII веке, у стен его образовалась Вязниковская слобода. Но новое возвышение Ярополча длилось недолго: 1 июня 1703 года он был полностью уничтожен страшным пожаром, и так и не сумел более подняться. Началось возвышение Вязников.
Но вернемся к нашей иконе. Известно, что эта чудотворная икона (список Казанской иконы Божией Матери) была написана неким старцем Иоакимом. Многие исследователи полагают, что старцем Иокаимом был преподобный Иоаким Шартомский. С момента явления первого чуда до 1703 года было засвидетельствовано около 270 исцелений.
Чудотворная икона была освидетельствована в октябре 1623 года и сразу же приобрела широкую известность, привлекая паломников из ближних и дальних земель. В 1640 году с молитвой к иконе совершил паломничество царь Михаил Федорович. Именно тогда к царю обратился церковный староста Иван Мухин с прошением основать в слободе монашескую обитель. Так, с распоряжения государя, в 1641 году у подножия горы Венец был основан Благовещенский монастырь.
Монастырь на дореволюционной фоторафии
Первоначальный монастырский комплекс возводился из дерева. Уже в 1643 году были построены Благовещенская церковь с приделами преподобных Михаила Малеина и Алексeя человека Божия и монашеские кельи. По окончании первоочередных работ монашеская община вновь обратилась к царю. В этот раз – с прощением пожаловать земельные угодья. В 1649 году прошение было удовлетворено и государь повелел передать монастырю богатое рыбой озеро Юхро с истоком Юхорцем. Годом позже, в 1650 году, монастырю были отписаны огороды вдоль речки Выдерки.
Собор с колокольней
К концу XVII века община благодаря покровительству царской семьи и управлению землями и имуществом, переданными во владение, обладала достаточными средствами, чтобы в 1682 году начать на территории монастыря строительство каменного храма. Двухэтажный каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней и галереей был завершен уже через год. В то же время был построен каменный братский корпус.
Братский корпус. Современное состояние
Новый собор, выполненный в характерных для XVII века, традициях сочетал в себе монументальность и величественность формы и изящество декоративных деталей.
Вот что пишет про стиль собора А.А. Тиц: «В нем отразилась борьба двух художественных концепций — середины XVII века, с ее безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие. Асимметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объемом храма.»
Основной кубический объем завершался пятью главами на глухих барабанах. Два яруса апсид добавляли основательности в нижней части. На каждом фасаде храма по три ложные полукруглые закомары.
Оформление окон соответствует древнерусскому стилю – наличники из ряда каменных рам завершаются килевидными арками. Интересный необычный фриз в виде «звезд-ромбов» вписанных в квадраты (в одном описании написано «взаимосвязанные буквы «Ж») тянется вдоль трех сторон храма и отсутствует на северной. Такой же фриз в одну строку тянется в верхней части апсид собора. Интересно, что за тремя «двухэтажными» апсидами в центре на восток выдвинута еще одна, в «один этаж».
Исследователи обращают внимание, что такой фриз не был широко распространен и требовал чрезвычайного мастерства каменщика. Этот факт позволяет предположить, что в строительстве храма Благовещения в Вязниках принимали участие мастера, которые возводили два гороховецких храма – Сретенскую церковь и Благовещенский собор.
Секуляризационную реформу 1764 года монастырь пережил со значительной потерей государственных вкладов, но в отличие от многих других, он не был ликвидирован. Монастырь продолжил свое существование за счет оставшихся в его владении земель, но значительное сокращение имущества и финансирования сказалось в целом на благополучии обители.
Позже монастырь был обнесен каменной стеной с небольшими башенками, а в 1794 году на северной стороне над Святыми вратами построена церковь Всех Святых, небольшой одноглавый каменный храм с трапезной.
Всехсвятская надвратная церковь
Бурный XX век стал суровым испытанием как для общины, так и для монастырского комплекса, хотя в начале века – в 1912 году – келейный корпус успели перестроить и расширить. В 1916 году специальным указом Священного синода монастырь стал женской обителью, а его настоятельницей назначена игумения Серафима из Серапионово-Алексеевской общины. Однако уже в 1920-е годы монастырь был закрыт. Монахини удалились в Серапионовскую пустынь, но позднее были арестованы, а игумения – отправлена в лагерную ссылку.
В 1930-е годы на территории опустевшего монастыря построен и открыт льняной техникум. Келейные корпуса были переданы в жилой фонд города, а каменная ограда полностью разобрана. Церкви монастырского комплекса (Благовещенский собор и Всехсвятская надвратная церковь) были переданы музею. Благовещенский собор ценой усилий сотрудников музея получил статус памятника архитектуры и только благодаря этому уцелел и сохранился в первозданном виде.
Лишь в 1990-е годы Благовещенский собор был возвращен Русской Православной церкви. А возрождение обители началось в 1999 году с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия.
Мария Буклаева при участии Алексея Паевского
Фото: Алексей Паевский
9 марта 2024 г.
Источник: "Российские древности"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии