Благовещение: день, когда Бог испрашивает согласия человека на его спасение. Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Благовещение Пресвятой Богородицы. Мозаика в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. Пьетро Каваллини, XIII век. Фото: ru.wikipedia.org

Как правило, за редким исключением, Великий пост освещает собой чудесный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Написано и сказано о нем много, но давайте еще раз задумаемся, какие смыслы таит в себе это событие.

О Благовещении нам сообщает апостол Лука и это единственный евангельский рассказ, повествующий о событиях жизни Богородицы до Ее материнства. Не знаю, может сегодняшние мировые сдвиги немного и поколеблют закоренелый скепсис современного человека, но события этого замечательного праздника крайне далеки от столь популярного в наши дни рационалистического подхода к жизни. Есть в нем что-то по-детски волшебное: вся эта беседа ангела с Девой, для человека, как говорил отец Александр Шмеман, воспитанного на таблице умножения с одной стороны и на теории Карла Маркса о прибавочной стоимости – с другой, кажется какой-то легендой.

Рай на земле

Наше общество уже не раз доказало свою неспособность построить царство счастья на земле. Наша цивилизация постоянно тянет к низу, а потому человек перестает переживать чистоту радости, даже само понятие «радость» постепенно исчезает из словарного запаса. Постоянное напряжение, «наэлектризованность» людских душ, истерии и страхи, активно поддерживаемые СМИ, практически повсеместно порожденные ими неврозы, заставляют нас все реже испытывать радость или сводят ее к грубым чувственным удовольствиям. Для некоторых людей даже такое удивительное событие как рождение ребенка становится причиной грусти, расстройства и печали.

Но ведь при таком отношении исчезает целый пласт человеческого опыта. И вот события Благовещения возвращают нас к подлинной, чистой радости, радости, которая не ограничивается этим земным бытием и простирается далеко в вечность.

Наше общество уже не раз доказало свою неспособность построить царство счастья на земле.

Все начинается с некоторой неопределенности, таинственности. Вначале мы слышим слова архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). Приветствие это, как писал святитель Филарет (Дроздов), величественное, но неопределенное: с одной стороны располагающее к чему-то чудесному, но с другой – еще не понятно к чему. Пресвятая Дева, хорошо зная Священное Писание, могла вспомнить о словах: «Господь с тобою, муж сильный» (Суд. 6, 12), сказанных ангелом Гедеону, когда Бог приготовлял его к чудесным делам спасения израильского народа от врагов. Но, почему теперь подобные слова звучат по отношению к Ней – еще несколько мгновений останется тайной. Весь мир замер, «взор» вселенной был сосредоточен на двух действующих лицах истории спасения человечества.

Спасающая Любовь

Мы видим, что дело Воплощения Сына Божия – это дело Божественной, спасающей любви, но при этом это еще и дело человеческой свободы. Пресвятая Дева сначала смущается своего видения, устрашается, как бы ни был это обольститель совративший Еву. Но чистота Ее сердца не позволяет увлечься этим смущением, не колеблет Ее духа, не вызывает робости, торопливости или суеты, Она все покрывает своим смирением и духовной зрелостью.

«Итак, мы видим, – пишет святитель Филарет Московский, – что в духовном вертограде Богоневесты одним из величественных прозябений была мудрость; а землею, в которой хранился корень мудрости и сила сего духовного прозябения было смирение; и что орудием к возделыванию земли смирения и к охранению ее от диких зелий была паки мудрость».

Архангел Гавриил успокаивает Ее говоря: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1, 30). Значение этих слов на первый взгляд очевидно для нас. Но, вот святитель Григорий Палама задает вопрос: «Какова эта благодать?».

Божественную энергию невозможно измерить, пощупать, оценить, но при этом Фессалоникийский владыка отвечает, что она та, которая способна совершить невозможное, и которая лишь за Девой Марией сохранена была прежде всех веков. Поэтому в словах архангела Гавриила звучит еще и некоторое успокоение, он как бы говорит: не тревожься и не смущайся, девство Твое не отменено и рука об руку будет идти с зачатием.

«Он будет велик...»

Далее он произносит обетование о рождении Богочеловека Христа: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 32-33). Все это имеет предельное значение, так как относиться ко всякому человеку.

Вот и священномученик Григорий (Лебедев) призывает каждого из нас откликнуться этому Божественному зову, обетование Его распространяется на всех: «Не ради тебя ли является «Сын Всевышнего», – продолжает он, – и не под тобой ли воздвигается престол Его? Войди же в Его Царство!.. Будь сыном Его!.. И пусть Господь царствует в душе твоей во веки и пусть «Царству Его» над тобою «не будет конца»! Велико обетование! Счастливы принявшие его – сыны Господнего Царства».

*   *   *

Сколько бы «просвещенное» человечество не «тужилось», сколько бы ни верило в поступательный прогресс, рост качества жизни, а по сути, преуспели мы только в одном – способах убийства себе подобных и эксплуататорского насилия над природой. Страданием и горем пропитано все земное бытие. Но здесь мы слышим, что есть Царство Бога, Царство неподвластное всему тому злу, что овладело нашим маленьким космическим домом и нами самими.

«А там, в жизни будущей, воссияет Царство Христа Бога – Всемогущего, Кроткого, Вселюбящего, то Царство, где исстрадавшиеся, измученные люди найдут действительный, желанный покой, которое уже не сменится иным царством, а будет вечным! Какая отрадная истина для людей!», – добавляет священномученик Онуфрий, архиепископ Курский и Обоянский.

И вот дальнейший диалог архангела и Марии подводит нас к самому трепетному и страшному месту, выразившемуся в словах: «Се раба Господня, буди мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Казалось бы, Гавриил мог бы ограничиться лишь обетованием, но он продолжает разговор, используя средства для достижения согласия Пречистой Девы. Получается, что без Ее человеческой воли не совершилось бы воплощение Сына Божия? Получается, что всемогущий Бог ищет Ее соизволения? Страшно даже подумать, что слово человеческое низвело на землю Бога. Все сущее затаило дыхание, спасение мира повисло на волосинке и зависело от решения одной хрупкой, юной Девы.

Христианство начинается с Благовещения!

Но Господь долго готовил для Себя этот Избранный Сосуд и, не уничтожая человеческой воли, знал, что Она, как отмечает святитель Афанасий Великий, ответит Ему в Сердце своем: «Я – скрижаль, на которой Писец пишет, чтó угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, чтó хощет».

Кажется мне, что события Благовещения, по степени напряженности, превосходят только события Страстной Седмицы. В них кроется и страх, и величие, и удивительное отношение Творца к Своему творению, которого мы не встретим больше ни в одной религии. И действительно, достаточно лишь одного осмысления слов архангела Гавриила и Девы Марии, чтоб увидеть истинность христианства. Христианство начинается с Благовещения!

Важнейший этап в деле спасения человечества пройден! Ангел Господень отходит! Боговоплощение состоялось!

Дева Мария, как и мы, была просто человеком, но и не просто человеком. Именно поэтому Она навсегда останется для нас незыблемым ориентиром в духовной жизни, который можно видеть в словах владыки Антония Сурожского: «В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу».

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/70221-blagoveshhenije-deny-kogd...