БЛАГОСЛОВЕННЫЙ «СЕПАРАТИЗМ». Священник Димитрий Шишкин
Господь призывает нас всех ко святому единству, и об этом много говорится в Священном Писании. Больше того, сама Церковь Христова – это тело Христово, единое и неразделимое, а мы все, православные христиане, – его частицы. Многие не понимают этого исключительного значения Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви как объединяющего начала. Но единство это предполагает единство в духе и истине. А истина – Сам Христос, как Он и сказал об этом: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6). И вот, стоя на страже святого единства, Господь призывает всех нас стать… «сепаратистами» последовательными и принципиальными. Он Сам сказал об этом: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10: 34–35).
Примешать к правде ложь, чтобы получившееся назвать правдой, – это сегодня главный метод
Эта необходимость благословенного «сепаратизма» как-то особенно очевидна в наше время с его главной приметой: повальным отступлением людей от истины. Примешать к правде ложь, чтобы получившееся назвать правдой, – это сегодня главный метод утверждения всевозможных безумств и ахиней. Потому что сатана – отец лжи – стремится «преобразоваться в ангела светла», чтобы прельстить и погубить как можно больше людей.
С высоких трибун во всех концах света звучат всевозможные манифесты, в которых добро и зло, правду и ложь пытаются срастить воедино, смешать и назвать какой-то особенной, «новой» правдой. И нам о самом этом явлении, о самом этом методе надо, конечно, знать и всякие тезисы и пафосные речи, пусть даже провозглашаемые с высоких трибун, сверять с действительной правдой, отделяя и отвергая ложь и утверждаясь в истине. Как растения-паразиты прилепляются к здоровому дереву и пьют от него соки, так и злые идеи прилепляются ко древу благих учений и лишают их силы и истины. Константин Философ, память которого мы недавно праздновали, говорил: «Золото и серебро испытываются огнем, а человек разумом отсекает ложь от истины». А разум отнимает Бог у тех, кто волею не захотел разум свой покорить Богу. И предаются тогда скотским делам, думая, что творят правду.
Чтобы появился первый (гастрономический) сепаратист, нужно было немногое: чтобы человек почувствовал разницу между маслом и обратом. Почувствовал, что есть лучшее, а что – худшее. Для этого, слава Богу, человеку даровано чувство вкуса. Но ведь и чувство вкуса духовного тоже даровано Богом человеку с тем, чтобы он умел отличать лучшее от худшего. И всякая незамутненная совесть к этому сепаратизму пригодна. И изумляешься иногда, до чего же сатана может довести бедного человека (впрочем, при его же попустительстве), что он может совершенно утратить чувство духовного вкуса и перестать ощущать разницу между мерзостью и благодатью.
Всякое духовное безумие, если его не прекратить, раньше или позже доберется и до «соматики»
Когда я еще был ребенком, в нашем старом коммунальном дворе жил клинический идиот – дядя Петя. Он не сразу стал таким, существовал определенный генезис его болезни. В годы войны он служил полицаем, а на старости лет собирал во дворе и ел собачьи испражнения. Тем и был известен. И связь между двумя этими фактами его биографии кажется мне теперь неслучайной и даже показательной. Потому что духовный идиотизм сродни идиотизму клиническому и часто последним заканчивается, но в наше время об этом точно забыли. Люди ведут себя как помешанные, больные в духовном отношении, и это помешательство распространяется со скоростью и широтой морового поветрия. И не диво уже увидеть человека, сохраняющего до поры до времени все свои свойства телесные и душевные, какого-нибудь политика, или интеллектуала, или работника творческого цеха, прилично одетого, ведущего себя вроде бы адекватно, владеющего умом и сознанием, но при этом являющего ужасающие примеры духовного идиотизма. Я не случайно сказал «до поры до времени», потому что всякое духовное безумие, если его не прекратить, раньше или позже доберется и до «соматики». Свидетельством тому – небывалое распространение в «развитых странах» всевозможных перверсий, депрессий, девиантностей и суицидов.
В чем же причина умножения этих страшных явлений? А причина в безверии и связанной с ней деградацией личности. Потому что именно неверие в то, что существует единая истина – не в голове отдельно взятого человека, а во вселенском и неотменимом масштабе, – неверие в это и сознательное нежелание пребывать в послушании Богу порождает чудовищное искажение духовного вкуса, приводящее к духовному и нравственному идиотизму, тем более ужасному, что сами идиоты себя таковыми не считают, а, напротив, хотят, чтобы и все остальные сделались такими же, как они, «счастливцами». Сатана ввергает этих людей в самые ужасающие и безумные пороки, убеждая притом, что они совершают добро и благо. Страшно это и горько, но такова повседневная и всё более распространяющаяся реальность нашей жизни.
И здесь надо еще сказать вот о чем. В обобщенных оценках чего бы то ни было мы исходим из того, что в этом мире нет или, скажем так, немного очагов абсолютного зла или совершенного добра. Конечно, есть ИГИЛ, а есть Святая гора Афон как две противоположности в понимании Бога и служения Ему. И всякий со здравым чувством духовного вкуса может оценить и понять разницу между этими двумя явлениями, между двумя этими сообществами. Но чаще мы говорим о тех или иных преобладаниях и тенденциях. И в этом, «процентном» смысле мы можем, конечно, говорить и о распространении, усилении зла, равно как об утверждении и преобладании добра. Мы говорим об этом, оценивая соотношение одного к другому в обществе и сравнивая это соотношение с тем, что было раньше, определяя притом и перспективы на будущее. И вот, оценивая общее духовное состояние «цивилизованного мира», мы можем утверждать, что это состояние прогрессирующего упадка и деградации. И восстание безумного, бесовского по своей сути фанатизма на Ближнем Востоке – это не что иное, как следствие этого упадка и вызов «постхристианскому» миру, «имеющему вид благочестия, силы же его отрекшемуся» (2 Тим. 3: 5).
Всю нашу жизнь можно назвать ристалищем вер, об истинности которых мы можем судить по их плодам. Но и само суждение здравое невозможно без признания существования единой истины. В обратном случае как отдельный человек, так и сообщество людей, сколь угодно многочисленное, может впасть в непостижимые и непредсказуемые бездны безумия. И это не теория уже, увы, а практическая реальность, отражающая ужасающие масштабы и напряженность духовной борьбы в этом мире, участниками которой мы все являемся сознательно или неосознанно.
Иного критерия истины, кроме Слова Божиего, мы не знаем и не хотим знать
И пусть нас, православных, обвинят в мракобесии и ригоризме, но иного критерия истины, правды, добра и света, кроме Слова Божиего, мы не знаем и не хотим знать. И именно в этом по существу состоит наш принципиальный и окончательный «сепаратизм», от которого мы отказываться не желаем. И надеемся, напротив, что Господь всемерно утвердит нас в этом благословенном «сепаратизме», чтобы нам не смешивать добро и зло, правду и ложь, свет и тьму, исполняя волю того, кто, скрываясь в тени омраченной совести, внушает человеку и сообществу людей богопротивные, хоть и правдоподобные по виду идеи.
Наше призвание, призвание христиан в этом мире – противостоять безумию «доброзла», «правдолжи» и «светотьмы». Потому что именно это – главные соблазны нашего века: всевозможные смешения, «дурительные смеси», разнообразие которых только подчеркивает их губительный и опасный для духовного здоровья и жизни характер. Потому что этот «широкий ассортимент» отравы под видом благословенной свободы и разнообразия лишь призван облегчить и сделать более удобным прельщение и погубление людей с «широким» учетом их индивидуальных особенностей, свойств и запросов, лишенных, увы, духовного осоления. Потому что без причастности Духу Святому вся полнота и разнообразие человеческой личности вольно или невольно, быстрее или медленнее, но непременно и всегда – переходит в подчинение иному, мрачному духу. И главная трагедия всех этих пленений заключается в том, что, будучи одержимым нечистым духом, человек теряет способность мыслить критически, Но, всё более погружаясь в пучину зла, мнит, что пребывает в служении добру и свету.
Станем стремиться к единству! Но единство это пусть будет единством во Христе
Станем стремиться к единству! Добрая и правая мысль. Но единство это пусть будет единством в истине, которая есть Христос. А всё остальное, как говорят, – от лукавого. И от этого лукавства будем всеми силами отгребаться или отделяться, говоря русским языком. Отделяться не в том смысле, чтобы не общаться со всеми думающими иначе. Да это и невозможно, если ты только не живешь в глухом лесу или в пустыне. Но отделяться в том смысле, чтобы исповедовать в чистоте (и верою, и словом, и жизнью) истинную веру и в истине этой стоять, не смешивая с ней никакие человеческие мнения и суждения, противные истине. Потому что наша задача – выстраивать жизнь, основанную на крепком фундаменте православной веры, и чем более честным будет такое строительство, тем более убедительными и благоуханными будут его плоды. И вот такого стояния в истине, такого отделения от мира, во зле лежащего, не только не нужно нам бояться или стесняться, но всемерно утверждаться в нем с Божией помощью.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии