Благословенная суббота! Протодиакон Иоанн Полищук

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Благословенная суббота!

С первых строк Священного Писания мы узнаем о творении мира и человека в течении шести дней. Седьмой день – день покоя, в который «почи Бог от трудов своих» (Быт.2:2). В день благословенной Великой Субботы наиболее остро мы видим значение седьмого дня и переход от седьмого к Невечернему Свету восьмого дня вечности.

День Господень


Ветхий Завет, который олицетворил собой всю историю человечества от начала его бытия до искупления его Богом, с первых строк указывает на особое значение дня покоя. Далее в Моисеевом «Декалоге» мы встречаем прямое повеление Божье: «Помни день субботний, еже святити его» (Исх.20:8). 

שַׁבָּת или шаббат и теперь для еврейского общества есть священным днем покоя. Во многих местах Ветхого Завета есть много предписаний о проведении субботы. Характерным моментом есть то, что манна, которая по повелению Божию питала народ в пустыне, не выпадала в субботу. 

Основная мысль ветхозаветного запрета на работу в субботний день состоит в том, чтобы не делать тех дел, которые ведут к изменению в мире, созданном Богом, и творениях Его, но не имеют никакого значения для работ, которые не ведут к таковым последствиям. 

История народа еврейского менялась и, как мы видим, не в сторону благочестия Ветхого Завета, а скорее наоборот. Подтверждение этой мысли мы четко видим в Новом Завете и обличении Христом старейшин в неправильном почитании субботы. Чего стоит только исцеление человека в субботу, воскрешение Лазаря или срывание пшеничных колосьев учениками для восприятия законоучителями того времени.

Суббота и Христос


В Новом Завете Господь не раз, как было указано выше, пытался утвердить народ и старейшин в правильном почитании дня Господнего, но тщетно. Многочисленные упреки в сторону Христа о разорении субботы звучали от тех, кто впоследствии, чтобы извести Божественного Учителя со света, сами нарушили не просто субботу, а дерзнули нарушить даже Пасху. 

В свете переживаемых событий Страстной седмицы вопрос значения субботы раскрывается самым полным образом. 

«Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен» – говорится в кондаке Великой Субботы. Господь Законодатель исполнил субботу и все предписанное в Писании, в отличии от тех, кто не побоялся нарушить святость дня Ветхозаветной пасхи предстоянием в Синедрионе и лживой клеветой на Христа. На кресте предав дух, Господь упокоевается и пребывает в покое после искупления человечества, неукоснительно исполняя повеление, данное Им Самим в Священном Писании.
  
Но утром между субботой и первым днем седмицы Христос Воскресает, отчего и начинает первый день недели называться воскресением. 

Интересная особенность именно первого дня отмечается еще в книге Бытия, где Господь нарекает первый день не первым, а единым. Следующие дни именуются количественно: вторый, третий, и т.д. Кроме того, что первый день стал еще и первым днем вообще в истории вселенной, первый день стал тем единым днем, в котором отверзлось человечеству Царство Божье по Воскресении Христовом. Во второе же пришествие Христово, когда станут новое небо и новая земля, чем упразднится понятие времени, станет этот благодатный день днем единым и вечным. 

А пока что суббота… Христос во гробе, но витает в воздухе уже предвкушение вечного дня Воскресения Христова…


Суббота в Православной Церкви


Естественно, в свете Священного Евангелия Православная Церковь не может не чтить субботнего дня. Субботний день является и далее днем покоя, в который мы вспоминаем Всех Святых, которые после праведных трудов унаследовали покой в Царствии Небеснем, а также воспоминаем и возносим особую молитву об усопших, прося, чтобы Господь и их сподобил упокоения и радости с Собой.

Ошибочно также думать, что воскресный день заменил собой субботу, нарушив указание Божие на святость субботнего дня покоя. В отличии от католического понимания субботы как замененной воскресением, понимание Православное этого дня таково, что суббота не умалилась перед днем воскресным. Возводить ее в разряд будних дней не правильно, именно поэтому уставом запрещено поститься в субботу. Особенно заметна разница между субботой и иными днями в пережитом нами посту. В субботу совершается полная Литургия, в отличие от остальных пяти дней Четыредесятницы.

Хотя клевета на Христову Церковь о якобы нарушении субботы возводится и теперь некоторыми из протестантов, но, подробно разобравшись в истинной сути субботы в свете Нового Завета и церковного устава, для Православного Христианина все становится на свои места.

http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/blagoslovennaya-subbota