Благопристойно и чинно
Разговор о богослужебном уставе Русской Православной Церкви, его отличии от канонов и догматов, а также о том, как его изучить
Люди, которые ходят в храм более или менее регулярно, знают, что любое богослужение в Церкви всегда совершается по своим правилам. Правила эти называются военным словом «устав». Сегодня подробнее о богослужебном уставе нам рассказывает протодиакон Михаил Беликов, преподаватель литургики в Саратовской православной духовной семинарии. Этот материал — первый в новой рубрике, где мы будем говорить о разных аспектах православного богослужения.
— Отец Михаил, скажите, пожалуйста, что такое богослужебный устав? Как это объяснить человеку, который пока мало разбирается в церковной жизни?
— Прежде, чем отвечать на ваш вопрос, нужно определить, что такое богослужение. Нужно запомнить, что все, с богослужением связанное, основано на Священном Писании и Священном Предании. Источник, вернее, «основатель» богослужения — Сам Господь Бог. Наглядный пример — богослужение ветхозаветной Церкви, которое было непосредственно открыто Господом пророку Моисею — вплоть до размеров храма, его обустройства.
Новозаветное богослужение восприняло многое из ветхозаветного, так как Новый Завет корнями своими уходит в Ветхий. Но вместе с тем, новозаветное богослужение не было бы возможно без Иисуса Христа, Который на Тайной вечери установил Таинство Евхаристии. Другие Таинства также имеют основу в прямых указаниях Спасителя о молитве и многом другом. Апостолы, восприняв это, сообразуясь с тогдашними нуждами Церкви и обстоятельствами осуществления евангельской проповеди, богослужение развили, руководствуясь водительством Святого Духа и заветами Господа Христа. И их преемники, святые отцы последующих веков, развивали богослужение также под действием Божественной благодати, которая всегда действует в Церкви.
Итак, богослужение в Православной Церкви совершается по уставу — неуставного богослужения мы не знаем. Укрепляемся мы при этом словами апостола Павла, который в послании к Коринфянам, говоря о внутреннем устроении церковной жизни, сказал: все должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14, 40), то есть по раз и навсегда установленному порядку. Руководствуясь этим принципом, Церковь выработала стройную систему богослужебного устава. Конечно, в первые три века христианства письменных уставов не было, все передавалось из уст в уста и в разных Поместных Церквах были свои обычаи. Однако развитие богослужебного устава все равно протекало в едином русле, различаясь в мелких местных особенностях, в целом придерживались главного.
Таким образом, богослужебный устав — это совокупность указаний, которые определяют структуру, порядок православного богослужения, и сочетание богослужений в разные дни года.
— Эти указания где-то содержатся? Где их можно увидеть?
— Богослужебный распорядок, устав содержится в книге, которая называется Типикон. Слово это происходит от греческого понятия «образец, вид, норма». В Русской Православной Церкви руководствуются Славянским типиконом, сложившимся из иерусалимских богослужебных особенностей, прежде всего — на основе устава Лавры преподобного Саввы Освященного и устава храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сложился он у нас в том виде, в котором мы его сейчас имеем, примерно к XVII веку.
В Типиконе отражены самые разнообразные аспекты богослужения в разные периоды года или в праздник, причем регламентируются сочетания нескольких праздников.
— А кто отвечает за соответствие богослужения уставу?
— Каждый священнослужитель ответственен за свою степень участия в богослужении — перед хиротонией мы даем присягу, в которой обещаем совершать его строго по уставу. В целом же о регламентации богослужения, о его благопристойности и чинности печется правящий епископ как главный священнослужитель.
— Кто имеет право менять богослужебный устав?
— Вносить изменения в устав имеет право Церковь — всей своей полнотой. Вот для Русской Православной Церкви подобные изменения принимаются Собором. Но, конечно, здесь нужно иметь в виду, что «менять богослужебный устав» — это не значит ломать все. При соблюдении традиций, духа, смысла богослужения кардинальных изменений устава быть не может в принципе, а вот уточнения — да, вполне. Например, сейчас возобновилось оглашение перед Крещением — это сразу же нашло свое отражение в богослужении, которое очень живо реагирует на перемены в церковной жизни. Вошла в обиход так называемая Крещальная литургия по образцу Литургии Великой субботы. Вот, пожалуйста, и изменения в уставе: у этого богослужения появились особенности, связанные с Таинством Крещения.
Малосущественные изменения, которые необходимы в той или иной епархии, может вносить и сам правящий епископ. Даже на приходском уровне возможны перемены устава. К примеру, если положено по уставу совершать в этот день службу полиелейную, с определенной степенью торжественности, то настоятель храма имеет право сделать службу еще более торжественной и совершать уже всенощное бдение. Конечно, в изменениях нужно знать меру и руководствоваться указаниями священноначалия — ни в коем случае не должно быть самовольства. Нет необходимости уклоняться в сторону ригористического, чрезмерного выполнения всех без исключения уставных предписаний — но и легкомысленное отношение к уставу, сокращение до немыслимых пределов исключено. Не должно быть здесь крайностей.
— Отец Михаил, как не перепутать устав с догматами и канонами?
— Догмат — это вероучительная истина, сформулированная для общецерковного сознания, которая имеет такие свойства, как Богооткровенность, неизменность и обязательность для всех членов Церкви. Канон или канонические правила — часть Священного Предания, свод законов, также обязательных для всех членов Православной Церкви, по которому она живет. Богослужебный же устав имеет отношение именно к богослужению.
Но вот что интересно. Богослужение теснейшим образом связано и с догматами, и с канонами. Догматика Церкви выражается не только в постановлениях Соборов и не только посредством катехизации, но и посредством богослужения. А каноны определяют в богослужебном уставе саму его уставность, то есть порядок, чин, всевозможные условия совершения богослужения (когда, где, в каком случае и кто может служить и т. п.), его благочиние (определяется характер чтения, пения и т. п.). Другими словами, связь устава с канонами и догматами — теснейшая.
— Как обычному человеку самостоятельно разобраться в богослужебном уставе? Да и вообще — это нужно?
— Знание богослужебного устава, на мой взгляд, необходимо любому христианину, ведь все богослужение, имеющее в своей основе Евхаристию, — это фундамент христианской жизни.
В богослужении выражается наша вера. Как мы выдаем свои чувства и движения души через движения тела — так и учение Церкви выражается вовне посредством богослужения. Нет ни одной религии, которая не выражала бы своего внутреннего содержания через богослужение. Это реальное богообщение, которое проходит по определенным правилам, в которых необходимо разбираться. Если мы знаем устав, то священнодействия, которые мы видим в храме, молитвы, которые слышим там же, для нас — открытая книга, а не тайна за семью печатями. Если человек знает историю, структуру и символику службы, то чувствует себя в храме, как в родном доме, а точнее сказать, как в Небесном Отечестве. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним» — находясь в храме, мы должны ощущать себя словно на небе, словно в преддверии Небесного Царства, которое здесь, в Церкви, на землю уже сошло.
Помню слова одного епископа: «Если кто-то будет в течение года приходить на богослужение утром и вечером в течение всего церковного года, то можно смело считать, что этот человек прослушал курс духовной академии». Так что знать богослужение — это обязанность христианина.
Где и как узнать — другой вопрос. Безусловно, знания по богослужебному уставу даются только практическим путем. Теория здесь имеет очень важную, но все-таки вспомогательную роль. Если человек ходит в храм в течение года, двух, внимательно прислушивается, наблюдает за священнодействием, а затем свои впечатления проверяет по книгам, то богослужение становится для него понятным, родным и жизненно необходимым.
Сегодня у нас есть много пособий и учебников по изучению устава. Вот самые яркие, самые известные: «Богослужебный устав» Василия Розанова, «Пособие к изучению устава Православной Церкви» протоиерея Константина Никольского, «Устав богослужения Православной Церкви» священника К. Субботина, «Богослужебный устав и гимнография» Е. Никулиной. Можно рекомендовать и книгу Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя нашей семинарии — «Устав православного богослужения».
Сегодня изучить устав можно с легкостью — и при помощи книг, и при помощи Интернета. С информацией по данному вопросу нет никаких проблем. И человек, который говорит, что хочет изучить богослужение, но его никто не учит, — просто ленится.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии