Благодать с «болгаркой», или Чего стоят притязания Константинополя. Сергей Худиев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Варфоломей еще в 2018 году предвидел захваты церквей и акты насилия

Сейчас в Украине происходят массовые захваты храмов УПЦ с избиением верующих. Но, оказывается, все это еще в 2018 году предвидел Фанар.

Сообщения о захватах храмов – часто происходящих самым демонстративно-грубым, безобразным и беззаконным образом, с нарушением даже новых антицерковных норм, с побоями и спиливанием замков – еще раз возвращают нас к оценке притязаний Константинопольского патриарха Варфоломея на первенство в православном мире.

Еще недавно, в октябре 2018 года, Синод Константинопольского патриарха постановил «призывать все вовлеченные стороны избегать присвоения церквей, монастырей и другого имущества, а также любых других актов насилия и возмездия, чтобы мир и любовь Христовы восторжествовали».

Сейчас мы видим именно «присвоение церквей, монастырей и другого имущества» и несомненные «акты насилия». Как на этом фоне воспринимать возвышенные речи Константинополя?

Взлом активистами УПЦ КП Свято-Покровского храма УПЦ в селе Берестье

Например, патриарх Варфоломей пишет в своем ответе Албанской Церкви, которая отказалась признавать ПЦУ: «Богоносные отцы, которые посредством божественных и священных канонов возложили на трон Константина всем известную всесвященную и страшную его надграничную ответственность, не в виде привилегий, но жертвы, ведомые Духом Святым, провидев нужду окончательного урегулирования возникающих в Поместных Церквях проблем, не могущих быть разрешенными ими самим».

Заметим, это не политические притязания на власть – «согласно конституции я имею право на то-то и то-то». Это притязания именно религиозные – по утверждению патриарха Варфоломея, «Богоносные отцы... ведомые Духом Святым, провидев», то есть сверхъественным образом прозревая будущие нужды Церкви, возложили на «трон Константина» уникальную власть и ответственность.

И тут перед нами встает неизбежный вопрос. Срезание церковных замков «болгаркой», избиение священников и верующих, политические активисты, изгоняющие православных из храмов, где они молились десятилетиями, общины, вынужденные служить на улице или в частных домах – все это тоже Богоносные отцы провидели Духом Святым и одобрили? Или все же мы должны признать, что богоносные отцы не имеют ко всем этим бесчинствам никакого отношения? 

Если человек претендует на то, что Святой Дух, чрез богоносных отцов, наделил его особыми полномочиями, не стоит ли нам ожидать, что Святой Дух, в таком случае, наделил бы его и способностями, необходимыми для осуществления такой, бесконечно ответственной, миссии? Священное Писание говорит: «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:2).

Видим ли мы сверхъественную премудрость и разум в деяниях Константинополя?

И патриарх и иерархи Фанара множество раз заявляли о том, что их действия в Украине приведут к миру и единению православных. Результаты же их деятельности вполне очевидны и прямо противоположны – экстремальное умножение хаоса и раздора. Ничего похожего на примирение раскольников с мировым Православием не произошло. Одна Поместная Церковь за другой – на днях это сделала Албанская – заявляет о своем отказе признать новую структуру, раскольники как были, так и остались вне общения с полнотой Православия, только к этому добавился еще разрыв между Константинопольским и Московским патриархатами. Каждый день приходят сообщения о захватах храмов Украинской Православной Церкви, сопровождающихся самым безобразным насилием по отношению к православным христианам. 

Конечно, дипломаты могут сказать, что Константинополь, по известному выражению, «хотел как лучше, а получилось как всегда». Представители, например, кипрской Церкви так и говорят. Для дипломата это правильно и уместно – всегда надо давать возможность оппоненту отступить, сохранив лицо.

Но, поскольку сейчас перед вами не официальный документ, а публицистическая статья, в ней вполне возможно обратить внимание на очевидное. Если Константинополь не понимал, к каким последствиям приведут его действия, это признак невероятной некомпетентности. Если понимал (а все факты говорят именно об этом) – то это, увы, указывает на то, что он находил эти последствия, по меньшей мере, приемлемыми.

Это ли достижения человека, наделенного Святым Духом особой премудростью, разумом и ведением?

От руководителя – даже на мирской должности – ожидается мудрость, предусмотрительность, способность прислушиваться к разумному совету, и корректировать неправильный курс – когда его ошибочность становится очевидной. От руководителя – например, директора корпорации – ожидается, что он будет действовать в интересах того сообщества, которое он возглавляет. Что он будет заботиться о его сохранении и процветании.

Это даже не требования высокой нравственности, мудрости или святости – это требования минимальной профессиональной пригодности. Чем дальше, тем более очевидно, патриарх Варфоломей даже на этом уровне не проявляет лидерских качеств. Если же он не показывает даже обычной, человеческой рассудительности, можем ли мы уверовать в его сверхъественные полномочия?

Притязания Константинополя часто – и с некоторым основанием – сравнивают с притязаниями римских пап. Но нельзя не отметить принципиальную разницу – укрепление папской власти происходило, во многом, в ходе противостояния светским владыкам. Знаменитая булла XIV века Unam Sanctam, в которой папа провозгласил, что подчиненность всякого человеческого существа римскому первосвященнику есть догмат веры, необходимый для спасения души, появилась в ходе борьбы папы Бонифация VIII с попытками французского и английского королей обложить Церковь налогами. Папы боролись с князьями и королями за права Церкви. Мы все равно не можем согласиться с властными притязаниями, которые они при этом выдвигали, но исторический контекст, хотя бы, помогает понять, как они сформировались. Средневековые папы, в свое оправдание, могут сказать, что защищали Церковь от попыток мирских властителей подчинить ее себе.

Сегодняшние притязания Константинополя, напротив, отражают его подчиненность светским владыкам и стремление действовать в их интересах. Если папы были на стороне Церкви против мира, то нынешний патриарх Константинопольский – на стороне мира против Церкви.

Было бы дурной карикатурой полагать, что Святой Дух будет действовать в интересах одного политика, пытаясь поднять его умерший рейтинг – тем более, что никакого чуда о воскрешении рейтинга мы и не увидели. Было бы не менее нелепо полагать, что Святой Дух будет прислушиваться к указаниям Государственного Департамента США. Дары Святого Духа, как мы знаем из Писания, даются на созидание Церкви. Если совершается не созидание, а разрушение Церкви, если верующих изгоняют из храмов, если смута и раздор только увеличивается – притязания человека, который, увы, стоит за всем этим, на особые, Богом данные полномочия, можно только отклонить.

Безусловно, пока не собрался Всеправославный Собор или Синаксис Предстоятелей Поместных Церквей, где может быть дана оценка действиям патриарха Варфоломея, глава Константинополя остается одним их самых уважаемых и влиятельных иерархов мирового Православия. Но мы знаем, что в христианстве деление на «более уважаемых» и «менее уважаемых» весьма условно, Христос сказал своим ученикам: «кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою» (Мк.10,43). Безусловно, Константинополь рассчитывает, что появление новой структуры сможет добавить ему «вес» в православном Мире. Однако стоит ли возвышение одной, пускай и авторитетной Церкви слез, горя и страданий сотен и тысяч «маленьких» православных в Украине? Будем надеяться, что патриарх Варфоломей рано или поздно задаст себе этот вопрос. 

https://spzh.news/ru/zashhita-very/60780-blagodaty-s-bolgarkoj-ili-chego...