Битва за распятие. Снимут ли крест в итальянских школах?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
распятие

Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение, обязавшее итальянское правительство убрать распятие из всех государственных школ страны.

«Италия – светское государство, но страна глубоко католическая», - сказал однажды известный политик, бывший министр иностранных дел Италии Массимо Д’Алема. Его слова в полной мере подтвердились в эти дни.

Поводом к скандалу послужил иск итало-финской супружеской пары из маленького городка Абано-Терме, которая утверждает, что распятие, находящееся в классах их детей, не позволяет воспитывать их в духе свободы и отсутствия религиозных предубеждений.

Вначале супруги обратились в Верховный суд Италии, который отклонил их требования, а затем в суд по правам человека в Страсбурге, который, напротив, удовлетворил их, тем самым еще раз обнажив глубокие противоречия, которые на сегодняшний день существуют внутри Европейского Союза.

Итальянское правительство отреагировало быстро. Премьер-министр Сильвио Берлускони решительно заявил о том, что Италия опротестует решение Страсбургского суда, назвав его «абсолютно неприемлемым», которое «заставляет задуматься о здравом смысле этой Европы».

Отказ итальянского правительства подчиниться европейской директиве в данном случае высоко оценил Ватикан.

Его генеральный секретарь, кардинал Тарчизио Бертоне, заявив о своем «сожалении, разочаровании и опасении по поводу христианских корней Европы», закончил печальной шуткой о том, что «вскоре от Европы может не остаться ничего, кроме тыкв», намекая на праздник хэллоуин, который католическая церковь не признает.

Помимо резкого протеста многих политиков правых партий, традиционно близких к Ватикану, свое разочарование решением Страсбургского суда выразили и оппозиционные партии. Лидер центристов Пьер-Фердинандо Казини опасается усиления антиевропейских настроений в стране. И даже социалисты, активно борющиеся за права сексуальных меньшинств, легализацию абортов, искусственное оплодотворение и эвтаназию, что входит в противоречие с постулатами католической церкви, в данном вопросе проявили завидную взвешенность. Секретарь Демократической партии Пьер-Луиджи Берсани был весьма острожен в своих оценках, боясь обидеть чувства многих итальянцев и, тем самым, потерять потенциальных избирателей, в которых его партия очень нуждается. А известный социалист и философ, мэр Венеции Массимо Каччари, хотя и заметил, что веру лучше иметь внутри, чем снаружи, но также предпочел бы оставить распятие в государственных учреждениях на своем месте.

Создается впечатление, что Италия по-настоящему взбунтовалась.

Мэры и муниципальные советники больших и малых городов в знак протеста закупают новые распятия и рассылают их в школы, больницы, государственные учреждения и университеты.

Владельцы многих баров, ресторанов и магазинов, достав распятия из дальних уголков, где они до этого мирно покоились, теперь выставляют их на всеобщее обозрение. Директор Театра Беллини в сицилийском городе Катания пообещал поместить крест на фасаде, а в Неаполе, известном своими «рождественскими яслями», появилась группа горожан, ратующая за то, чтобы выставить на главной площади крест и сцену рождения Спасителя.

Стоит ли говорить о том, какой гнев пал на голову несчастной итало-финской пары, которая своим поступком невольно обнажила многие противоречия, раздирающие современную Италию? Заметим, что с подобными исками в итальянские суды уже неоднократно обращались родители-мусульмане, но всегда дело заканчивалось отказом, и никому и в голову не приходило вступать в полемику с законами приютившей их страны.

Однако в чем же причина того, что обычно веселые, улыбчивые и открытые приезжим итальянцы неожиданно единодушно выразили свое возмущение и негодование? Не в том ли, что на этот раз были затронуты (и затронуты весьма сильно) наиболее чувствительные струны души этого народа?

Христианскими символами незримо пронизана вся жизнь Италии. И если эта страна принимает иммигрантов разных национальностей и вероисповедания, дает им шанс выбиться из нищеты и добиться гражданских свобод и нормальных условий жизни, то она вовсе не готова, в отличие от многих других своих европейских соседей, отказаться от того, что составляет ее духовную, культурную и историческую ценность.

Послание итальянской нации в данном случае вполне ясно: мы готовы принимать иммигрантов и дать возможность их детям учиться в итальянских школах, но никто не должен позволять себе диктовать нам правила, как мы должны вести у себя дома.

Уже сейчас понятно, что «битва за распятие» предстоит нешуточная. Даже, если решение Страсбургского суда останется в силе, еще не факт, что изображение распятого на кресте Христа действительно будет удалено изо всех государственных школ.

«Даже неверующему человеку нечего бояться этого исторического и культурного символа», - замечает публицист Вито Манкузо, добавляя, что сняв распятие со стен, надо бы по логике вещей удалить крест со знамен многих европейских стран, в том числе Финляндии, а также с гербов многих итальянских городов, а затем перестать изучать в школах, «поскольку это оскорбляет чувства нехристиан», тысячи произведений изобразительного искусства и литературы на религиозные сюжеты, включая «Божественную комедию» Данте». «И когда нехристианин или атеист вызывает «скорую помощь, - полемически заканчивает он, - не оскорбляет ли его чувства христианский символ красного креста?»

Италия, страна со многими социальными проблемами, но также и страна богатой культуры и истории, еще раз преподнесла своим европейским соседям «дерзостный урок миролюбия». «Мы открыты многим религиям, как об этом свидетельствуют мечети, синагоги или протестантские церкви в наших городах, - пишет на страницах газеты «Ла Реппублика» журналистка Алессандра Паолини. – Но мы прежде всего католическая страна и мы не должны отказываться от наших корней. Я убеждена, что страна, которая теряет или забывает свои традиции, становится страной без истории, а значит, без будущего».


Специально для Столетия