Библия Томаса Кромвеля раскрывает тайны начала Реформации в Англии
ЛОНДОН. Британские ученые опубликовали новые данные по итогам исследования старейшей Библии на английском языке, которые приводит The history blog.
Томас Кромвель, фаворит и главный министр Генриха VIII (до тех пор, пока он не впал в немилость и был казнен), сыграл огромную роль в насильственном разрыве отношений Церкви Англии с Католической Церковью и развитии британской Реформации. Он возглавил кампанию по роспуску монастырей, приказал уничтожить все произведения искусства, церковные украшения, реликвии и книги, которые он считал идолопоклонническими и «папистскими» (так, например, была полностью уничтожена библиотека Оксфорда). Кромвель также возглавил синод, установивший доктрину Англиканской Церкви.
Великая Библия 1539 года, первое официальное издание Библии на английском языке, была заказана Кромвелем, который затем распорядился о ее распространении в стране. 5 сентября 1538 года лорд-хранитель тайной печати Томас Кромвель издал предписание, согласно которому каждый приход в Англии и Уэльсе должен был купить экземпляр Библии на английском языке и разместить его «в удобном месте», чтобы все прихожане могли его читать. Первые печатные экземпляры первой национальной Библии, известной как Великая Библия из-за своего большого размера, поступили в продажу в апреле 1539 года.
Были также напечатаны две роскошные презентационные копии, одна для короля Генриха VIII и еще одна для Томаса Кромвеля. Это были роскошные издания с пергаментными страницами вместо бумаги и иллюстрациями — черно-белыми гравюрами на дереве в стандартных копиях, тщательно расписанными вручную, чтобы они выглядели как миниатюры. Экземпляр короля Генриха хранится в Британской библиотеке. Экземпляр Кромвеля сейчас находится в старой библиотеке колледжа Святого Иоанна в Кембридже.
На фронтисписе Великой Библии было размещено изображение, которое наглядно свидетельствовало о ее пропагандистской цели. Доминирующей фигурой, более крупной, чем все остальные, на троне над титулом, было изображение короля Генриха. Иисус Христос на этой гравюре был неловко заперт в небольшом, залитом облаками пространстве над ним. У него даже нет места, чтобы поднять голову, поэтому она как бы склонилась на плечо. Чуть ниже справа — еще одно изображение Генриха VIII, гораздо меньшего размера. Его королевская корона стоит на земле, а сам он преклонил колени перед Богом. Рядом на лентах — библейские отрывки из Исаии и Деяний апостолов, которые фактически заменяют царя Давида Генрихом как человеком, которого Бог избрал для исполнения Своей воли. Стоя на коленях, Генрих отвечает Богу цитатой из 118-го псалма, говоря как Давид.
Архиепископы со своими митрами, положенными на земле, и придворные со шляпами в руках обрамляют величественно восседающего на троне Генриха VIII с обеих сторон, как если бы они были апостолами или ангелами вокруг Христа. Томас Кранмер, архиепископ Кентерберийский, слева от Генриха, и Томас Кромвель справа от него получают Verbum Dei (Слово Божье) непосредственно от короля. На втором уровне они же (в митре и шапке соответственно) передают Библию приходским священникам и знати (аристократы изображены без шляп). Ярусом ниже изображены знатные англичане (в шляпах), которые, в свою очередь, передают английскую Библию благодарным простолюдинам, которые приветствуют короля: «Vivat Rex» и «God Save the Kinge».
Идея сей композиции предельно ясна: король Генрих VIII уступает в духовной власти только Богу, и именно монарх через свой личный дар передает Слово Божие своему народу. Византийские иерархи и латинские тексты римского католицизма не имеют авторитета в Англии короля Генриха. Его люди могут сами читать Слово Божие.
Однако Кромвель недолго продержался в фаворе после выхода в свет английской Библии. Он «поставил не на ту лошадь» после смерти Джейн Сеймур. Король Генрих был крайне недоволен тем, что Кромвель выбрал ему в жены Анну Клевскую — супругу №4. Он должен был сыграть с ней свадьбу, чтобы не рассердить немцев, но их брак так и не был конфирмован. Он был аннулирован 9 июля 1540 года. А Томас Кромвель был казнен «за ересь и измену» уже 28 июля 1540 года. Его геральдические инсигнии, которые первоначально размещались в ронделе у его ног, были изъяты из всех изданий Великой Библии, напечатанных после июля 1540 года.
Фронтиспис роскошного экземпляра короля Генриха не ограничился простым удалением изображения Кромвеля. Обе сцены с Кромвелем (первая, где он получает Библию от Генриха, и вторая, где он передает ее светской знати) были полностью закрашены и заменены изображением седовласого джентльмена. Возможно, это преемник Кромвеля на посту лорда-хранителя печати Джон Рассел, 1-й граф Бедфорд. Пустой рондель после удаления герба Кромвеля заполнили растительным орнаментом.
Недавно британские исследователи обнаружили, что в экземпляр Библии Кромвеля также были внесены изменения . Историк из Лондонского университета королевы Марии доктор Эяль Полег (Eyal Poleg) и доктор Паола Риккарди (Paola Ricciardi) из Кембриджского музея Фитцуильям использовали рентгеновский спектрометр и мощный цифровой микроскоп для изучения титульного листа Библии Кромвеля. Они обнаружили, что лицо Кромвеля, распространяющего Библию среди знати, закрывает чье-то иное лицо, будучи нарисованным на пергаменте и наклеенным поверх оригинала.
Доктор Полег считает, что изменение было внесено, чтобы укрепить позицию Кромвеля в глазах Генриха VIII, который все еще сомневался в целесообразности перехода к протестантизму. Исследователь отмечает: «На оригинальном титульном листе Кромвель ассоциирует себя с человеком, распространяющим Библию. Это было очень опасное положение, потому что Генрих не полностью поддерживал новую Библию. Кромвель понял это, и поэтому подправил изображения, чтобы получить Библию от Генри. Он бы нанял художника, чтобы добавить портрет себя, получающего Библию от Генри.
«Это сделано настолько профессионально, что для того, чтобы это увидеть, необходимы микроскоп и хороший источник света. Он нарисован на отдельном листе пергамента и наклеен. Это делает его последним известным портретом Кромвеля перед казнью. Кромвеля часто считают реформатором, который очень горячо двигал страну в направлении англиканства, и здесь он показан как человек, который очень хорошо разбирается в политике и на самом деле пытается позиционировать себя в нужном месте. Он хорошо знал, что Генрих колеблется в отношении Библии, и он очень хорошо играет в политическую игру. Это способствует нашему растущему пониманию Кромвеля и неопределенного курса английской Реформации», – доктор Эяль Полег.
Исследователи также заметили еще одно изменение, которое, вероятно, было направлено со стороны Кромвеля на то, чтобы выслужиться перед королем. У экземпляра Библии Кромвеля имеется миниатюрный портрет Джейн Сеймур, королевы, которая, наконец, подарила Генриху его наследника мужского пола и вскоре умерла. Он также наклеен на лицо одного из простолюдинов — женщины с тремя детьми у ее ног.
Д-р Полег отметил: «Страница была использована для манипуляции с целью представить Генриху изображение Джейн Сеймур. Кромвель использовал Джейн, чтобы убедить короля в ценности Библии. К тому времени, когда была выпущена Библия, Джейн уже умерла, но она все еще была любимой королевой Генриха. И поскольку она родила их сына Эдуарда, очень важно было поместить ее в сцену с детьми».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии