Библеисты из разных конфессий встретились на трёхдневной научной конференции в Москве

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В четверг, 2 июня, в Институте св. Фомы в Москве открылась международная научная конференция «Послания апостола Павла». Организаторами выступили Институт перевода Библии (ИПБ), Институт св. Фомы и Библейско-богословский институт Апостола Андрея (ББИ).

Идея этой конференции родилась год назад. Её главная цель, по словам директора Института св. Фомы о. Томаса Гарсиа, — укрепить библейские исследования в России. «Мы видим, что с возрождением Церкви после советского времени начинает стремительно развиваться теология. Но теология всегда развивается на базе библеистики, поэтому это та сфера, которую нам нужно укреплять постоянно», — говорит о. Томас. — «Важно, что это межконфессиональная конференция. В ней принимают участие и католики, и православные, и протестанты. Мы видим, что библеистика — это область, которая объединяет нас и открывает большие возможности для сотрудничества».

Первый день конференции оказался насыщенным и включил семь докладов, а так же презентацию книги «Павловы Послания. Комментированное издание», которая увидит свет в этом году.

Первой выступила Ольга Запрометова (Библейско-богословский институт Апостола Андрея) с докладом на тему «Темпоральность и атемпоральность Закона в посланиях апостола Павла». В нём она опровергает распространенное мнение о том, что Павел никогда не переставал быть фарисеем в плане практического соблюдения заповедей Торы, не находя ни в одном из его посланий высказываний о вневременности Закона/Торы. Напротив, апостол доказывает временность и относительность Закона, который изменяется в эпоху Мессии и изменится в мире грядущем. Центральной же проблематикой его посланий становится включение язычников в число спасенных и вопрос о том, нужно ли соблюдать закон Торы не евреям.

Алексей Сомов (Институт перевода Библии) рассмотрел проблему воскресения мертвых в Первом послании апостола Павла к Коринфянам (глава 15) и в раннехристианской литературе. Как Павел понимал воскресение? Верил ли он в воскресение во плоти, и что значит «тело духовное»? Алексей Сомов рассмотрел 4 модели телесного воскресения, присущих иудейским представлениям времен апостола Павла: 1) праведники получают бессмертие души; 2) праведники возносятся в духовную реальность бестелесно; 3) праведники воскресают, но ассоциируются со звездами, ангелами и другими небесными телами; 4) праведники воскресают в новых телах. Очевидно, что Павел был воспитан в этой парадигме, однако, после обращения воскресение праведников в конце времен становится для него неразрывным с воскресением Иисуса, которое в полноте телесно и этим уникально.

Вадим Витковский (Humboldt-Universität, Берлин) поднял вопрос о взаимовлиянии посланий апостола Павла и синоптической традиции. Читали ли евангелисты послания апостола Павла? Опирался ли Павел на тексты синоптических Евангелий при написании своих посланий? Вадим Витковский показал состоятельность обеих теорий и рассмотрел ряд спорных случаев на материале Первого послания к Коринфянам и Евангелия от Луки.

Игумен Иннокентий Павлов (Библейско-богословский институт Апостола Андрея) в своём докладе «Павел — историк Иисуса» рассмотрел, как предстаёт Иисус истории в проповеди апостола Павла (в Своём учительстве и в событии Христа), опровергая распространенное убеждение, что исторический Иисус у Павла практически не показан.

Отец Михал Карнавальски (Папский факультет теологии, Варшава) рассмотрел отношения супругов как образ отношений Христа и Церкви в контексте Послания апостола Павла к Ефесянам. Крайне важными оказываются 23-25 стихи 5 главы, из которых мы понимаем, что отношения мужа и жены приводятся здесь как богословская аналогия, к которой автор прибегает, чтобы ввести читателя в тайну отношений Христа и Церкви. Также Павел прибегает к аналогии в 28-30 стихах той же главы, когда говорит о том, что никто не может ненавидеть собственную плоть. Докладчик подчеркнул, что утверждение не совпадает с наблюдаемой реальность: мы видим, как распространены анорексия, булимия и другие психосоматические болезни, связанные с ненавистью к собственному телу (наверняка подобные заболевания наблюдались и в античности). Зато оно совпадает со сверхъестественной реальность, в которой Христос никогда не ненавидит Своё Тело, коим является Церковь. На этих и нескольких других примерах о. Михал Карнавальски доказывает, что «свод семейных правил», приведенный в Послании к Ефесянам, используется как «матрица» для богословских выводов автора, а отнюдь не как набор предписаний для супругов.

Отец Виктор Жук (Институт св. Фомы) посвятил доклад осмыслению ветхозаветного понимания Божьей праведности/справедливости для углубления учения апостола Павла об оправдании. Он рассмотрел различия между библейским и греческим пониманием справедливости и проанализировал фрагменты ветхозаветных текстов и посланий апостола Павла, чтобы показать, что образ суда, характерный для греческой традиции, второстепенен для Павла. Подлинной же основой для его учения об оправдании становится основанное на священных Писаниях Израиля понимание справедливости как характеристики отношений между двумя сторонами. В свете данного исследования становится понятнее аргументация апостола Павла и, особенно, его риторика в Послании к Римлянам.

Также в ходе первого дня конференции состоялась презентация книги «Павловы Послания. Комментированное издание», которая выйдет этой осенью в Институте перевода Библии в Москве. Руководитель и научный редактор данного проекта, Андрей Десницкий, рассказал об истории рождения книги, её структуре, использованных переводах Библии и вспомогательной литературе.

Павловы Послания представляют собой корпус, объединяющий 14 из 27 книг Нового Завета. К каждой книге дано предисловие, описывающее текст в целом. Послания приведены в виде четырех параллельных столбцов (греческий текст и три русских перевода) и комментария. Основная цель данного издания: помочь непрофессиональным читателям понять первичный смысл текста.

Завершился первый день пленарным докладом специального гостя конференции Джеймса Чарльзворта (Princeton Theological Seminary) о влиянии иудейской апокалиптики на богословие и христологию Павла. Многие ученые сходятся на том, что мышление Павла сформировано еврейской апокалиптической эсхатологией, поскольку известно, что он был фарисеем из диаспоры с апокалиптическим мышлением (формулировка Кристиана Бейкера).

Джеймс Чарльзворт привел бесконечную череду известных нам апокалипсисов (от писаний внутри Еврейской Библии до апокалиптических элементов в синоптических Евангелиях), чтобы показать характерные черты апокалиптики, повлиявшей, в конце концов, не только на апостола Павла, но и на современного человека. Среди них — обязательное наличие откровения от Бога, Который неким образом обещает нам лучший мир, который, в свою очередь, связывается нами с определенным временем и местом.

«В нашей культуре слишком много страдания и безнадежности. Но человек — существо, которое должно жить надеждой, — замечает докладчик. — Я вас подвожу к тому, что мы живем в апокалиптическое время. Мы должны найти время и место, где мы, наконец, станем счастливыми».

В конце концов, профессор Чарльзворт подвёл собравшихся к значению контекста, без которого любой текст теряет свой истинный смысл. И таким контекстом для всей теологии и христологии апостола Павла, несомненно, является иудейская апокалиптика и апокалиптическая эсхатология.

Конференция продлится три дня и закончится в субботу, 4 июня. В ходе её работы будет представлена ещё одна книга — «Небесные посредники: иудейские истоки ранней христологии» — и прозвучит ещё два пленарных доклада профессора Чарльзворта, на этот раз, касающихся его исследований «Свитков Мертвого моря».

Анастасия Орлова

Фото: Анастасия Орлова, о. Виктор Жук

3 июня

Источник: "Рускатолик.РФ"