БЕСЕДЫ ОБ ОБРЯДАХ. Часть 3. ЗАПИСКИ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Наша личная молитва, безусловно, драгоценна в очах Божиих, но намного более приятна и значима пред Господом общая, объединенная молитва всех членов Церкви, напоминает протоиерей Андрей Николаиди.

Как для каждого родителя радостны и приятны моменты, когда вся его семья собирается вместе для общения, так и для нашего любящего Небесного Отца, для Бога, благостно, когда Его земные дети собираются для совместного общения в молитве, для общего богослужения. Именно поэтому самое главное православное богослужение и получило название Литургия, что в переводе с греческого означает «общее дело».

Осознавая силу и действенность общей, совместной молитвы, приносимой священнослужителем и церковной общиной в момент богослужения, уже издревле христиане стали просить общих, соборных молитв всей церкви, всего собрания церковного. Этот обычай основывается на словах Самого Божественного Основателя Церкви, Господа Иисуса Христа, обещавшего исполнение прошения, произнесенного двумя или тремя верующими, собранными в Его Имя. Основываясь на этом Божественном обетовании, христиане в совместных молитвах стали приносить во Имя Христа просьбы и ходатайства о своих родных.

В первые столетия христианской проповеди церковные общины были сравнительно немногочисленны, и их члены знали своих братьев и сестер по вере по именам. Со временем общины выросли и понадобились так называемые диптихи или синодики – списки членов общины, которые поминались во время совершения богослужения. Эта древняя практика сквозь седую глубину веков дошла и до наших дней, и сейчас, когда мы приходим в православных храм и хотим принести сугубые церковные молитвы о себе и о своих родных, – получаем возможность подать их имена в церковной записке.

Церковные записки могут иметь форму как обычного листа бумаги абсолютно любого размера, так и специально заведенной книжечки, носящей название синодика, или поминания. Если вы случайно зашли в храм и почувствовали желание подать записку, то можете взять на свечном ящике – то есть месте, где обычно продаются свечи, подготовленные для этой цели листы бумаги и записать дорогие сердцу имена.

Если вы живете церковной жизнью и регулярно бываете на Божественной литургии, то намного удобнее будет приобрести поминание, которое станет для вас своего рода запиской многократного использования. Его можно будет забирать после службы домой, а затем вновь приносить либо оставлять в самом храме, подавая к началу службы.

Сами просьбы о молитвах, сами записки можно разделить на два вида: о здравии и об упокоении. Если вы хотите подать в храм записку с просьбой помолиться именно о тех своих близких, которые перешагнули черту смерти, то подавайте записки за упокой, если же желаете попросить молитв о живых, тогда нужно подавать записки о здравии.

Имена своих родственников и близких в церковных записках нужно писать в родительном падеже, т. е. о здравии или об упокоении кого: Афанасия, Галины, Василия. Указать имена нужно в полной форме, т. е. Николая, а не Коли, Апполинарии, а не Поли. В храме не принято поминать имена нецерковные по своему происхождению и отсутствующие в святцах, например Октябрина, Владлен, Руслан.

В церковных записках указывают только имена тех, кто принадлежал к Церкви, только членов Церкви – то есть тех, кто был крещен. Нельзя в православном храме поминать в записках имена неправославных, то есть людей, принадлежащих к другим религиям или конфессиям, нельзя подавать имена некрещеных атеистов, отрицающих саму возможность такой молитвы. Также в записках об упокоении не следует писать имена самоубийц как отвернувшихся от надежды на милость Божию и потому лишивших себя этой милости.

Согласно Уставу, то есть внутреннему закону богослужебной жизни, поминовение наших сродников может совершаться в различные моменты богослужения. Этим объясняется то, что в храме вы можете услышать о разных поминовениях.

Самое главное из них – поминовение за Божественной литургией, когда во священник приносит Господу бескровную жертву о всем мире и, в частности, о тех людях, записки с именами которых подали в алтарь. На Литургии может быть два вида поминовения – на проскомидии, когда священнослужители «тайно», т. е. вполголоса, про себя читают записки и молятся о тех, чьи имена записаны на них. При этом священник из особых богослужебных хлебцов, которые носят название просфор, вынимает небольшие частички. В конце Литургии все эти частички будут опущены в Святую Чашу с Честной Кровью Христа Спасителя с молитвой: «Отмый, Господи, грехи всех, здесь поминаемых, честною Твоею Кровью». На проскомидию в любой день можно подавать записки и о здравии, и об упокоении.

Кроме этого, за Литургией может быть поминовение гласное, т. е. поминовение вслух. Во время произнесения особых прощений священник может помянуть и всех тех, о ком просят молитв. Но очень часто ради удобства молящихся, чтобы не слишком затягивать и без того сравнительно продолжительное богослужение, священнослужитель читает вслух лишь небольшое количество записок, а остальные имена вполголоса поминают сослужащие священнослужители. Поэтому если вы вдруг не расслышали свою записку, не стоит смущаться – Господь, слышащий даже биение нашего сердца, уже принял ваши молитвы и молитвы всей Церкви к Своему Пренебесному Престолу.

Если кто-то желает, чтобы имена его родственников поминались не один раз, а в продолжение определенного периода времени, то такой человек может заказать сорокоуст. Сорокоустом называется особое поминовение как усопших, так и живых людей на протяжении сорока литургий, то есть в течение сорока дней.

По традиции, сорокоусты можно подавать во все дни богослужебного года, кроме Великого Поста, длящегося на протяжении сорока девяти дней перед праздником Пасхи, так как в этот период года по Уставу не положены ежедневные Литургии.

Кроме Литургии, существуют еще особые краткие богослужения, на которых возносятся особые молитвы, сообразные особым обстоятельствам жизни человека. Эти чинопоследования, коротенькие службы называются молебнами. Они могут быть различными, потому что наша жизнь многогранна. По просьбе верующих христиан священник может совершить молебен об исцелении больного, перед началом доброго дела, перед сложной хирургической операцией, перед отбытием в дальний путь и т. д.

Молебны служатся индивидуально, и тот человек, который заказал, попросил отслужить этот молебен, получает возможность соединить свои молитвы, биение своего сердца с молитвами всей Церкви. По всем вопросам совершения молебнов в том или ином храме и подачи записок на Литургию и на сорокоуст нужно обращаться за свечную стойку, то есть туда, где обычно продаются свечи.

Протоиерей Андрей Николаиди

http://pravlife.org/content/besedy-ob-obryadah-ch3-zapiski-o-zdravii-i-u...