БЕСЕДЫ ОБ ОБРЯДАХ. ЧАСТЬ 2
О символике церковной свечи, как правильно возжигать свечи.
В нашей прошлой беседе мы с вами говорили о месте и значении обряда в жизни Православной Церкви, о том, насколько важны и нужны для нас, состоящих из души и тела, обряд и обрядовые символические действия, являющиеся внешним, телесным выражением наших внутренних, душевных переживаний и глубины нашей веры.
Действительно, богослужение, совершаемое в православных храмах, напрямую связано с символическими обрядовыми действиями. Можно сказать, что наша православная служба состоит из соединения двух неразрывно связанных между собой элементов – из молитвенного славословия, представляющего собой прославление Бога в словах псалмов и молитвословий, и из обряда, в котором через определенную и сложившуюся на протяжении многих столетий семантическую систему символов и образов, перед участниками богослужения раскрывается домостроительство нашего спасения. Посредством соединения этих двух аспектов в богослужении весь состав человека, все его существо становится причастным богослужению, его непосредственным участником.
Можно сказать, что в богослужении участвуют все чувства человека. Зрение созерцает благолепное украшение храма и красоту совершаемого обряда, которые являются отражением вечной, небесной красоты. Слух воспринимает прекрасные и исполненные глубокого смысла слова молитвы, очень часто соединенные с умилительной и торжественной мелодией церковных распевов. Обоняние улавливает благоухание церковного ладана и запах чистого воска от горящих свечей, осязание участвует в службе через прикосновение к святыням и иконам, через их лобызание. Вкус ощущает сладость освященной церковной просфоры и холодную свежесть святой воды, которые вкушают верующие в определенные моменты ради освящения. Мы можем сказать, что посредством слов молитвы и песнопения в богослужении принимает участие наш ум и наше сердца, составляющие высшие силы души человека, а посредством обряда – коленопреклонений, поклонов, крестного знамения – наше тело.
Таким образом, благодаря обряду тело не вычеркивается из внутренней, сокровенной жизни человека, но наоборот, становится соучастником души в деле стяжания Царствия Небесного. Поэтому хотелось бы поговорить о самых известных и самых распространенных обрядах, которые использует святая Православная Церковь в своей спасительной миссии и которые известны каждому христианину.
Одним из таких обрядов является обычай возжигать свечи и лампады перед ликами святых икон и перед мощами святых угодников во время храмового, общественного богослужения и во время домашней молитвы. Наверное, каждый человек, как тот, кто регулярно посещает храм, так и тот, кто всего несколько раз в жизни переступил церковный порог, знает, что в храме используются свечи. Но, к сожалению, долгие десятилетия государственного атеизма выбили из памяти нашего народа основы церковной культуры и многие люди, приходящие ныне в храм, не знают, как правильно приобрести и поставить свечу, как и где правильно возжигать и что при этом необходимо делать. Поэтому сегодня мы поговорим о церковной свече.
Когда человек входит в храм, то вместо привычных нам в быту ламп накаливания и электрических приборов освещения он видит множество свечей, горящих перед иконами. Почему же в Церкви с такой любовью относятся к свече?
Дело в том, что свеча является очень важным и значимым символом. Пламя свечи, возжигаемой во время молитвы, символизирует искренность, чистоту и горячую, пламенную веру, с которой наша молитва должна устремляться вверх, к небесам, к Богу.
Не менее значимыми является и материал, из которого изготавливают церковные свечи. Это воск, который составляется трудом пчел, собирающих нектар и пыльцу с различных цветов. И многосоставный воск символизирует для верующего многоразличные дары, которые Всещедрый Господь изливает на душу молящегося. Одним из свойств воска является его мягкость, податливость. Точно такой мягкой и податливой становится душа человека под воздействием огня благодати. На ней, как на мягком воске, отпечатывается образ Божий, что является главным плодом молитвы.
Кроме свечей, перед иконами иногда возжигают лампады, в которых горит растительное масло, а оно во все времена было знаком, символом великой милости Божией. Дело в том, что по-гречески «елеос» – масло созвучно слову «елеос» – милость, это слова-омонимы, разница между которыми заметна только при написании и не воспринимается на слух. Поэтому затепливая лампаду, мы словно испрашиваем великих милостей Божиих как для себя, так и для наших близких, живых и усопших, что составляет существо молитвы.
Таким образом, возжигая свечу или лампаду, человек себя уже настраивает на молитвенный лад, будто зажигает в своей душе огонек молитвы и любви к Богу. Поэтому свеча и становится символом молитвы и нашего обращения, нашей просьбы к Богу.
Свечи обычно возжигаются перед образами Господа, Пресвятой Богородицы или того святого, к которому в данный момент человек обращается с благодарственной или просительной молитвой. Свечи ставят на особые церковные подсвечники, на свободные места. Гасить свечи или переставлять их с места на место могут только люди, помогающие при совершении богослужении, сотрудники данного храма, которые получили на это благословение настоятеля.
Когда свечи возжигаются с молитвой об упокоении кого-либо, в память о наших почивших родственниках и близких, то они ставятся перед особым четырехугольным столиком с распятием, который символизирует могилку родного человека и называется тетраподом или кануном. Перед таким столиком совершаются особые заупокойные богослужения – панихиды. Если в храме нет такого столика, то свечи за упокой можно поставить возле большого креста. Если вы не знаете, как и куда поставить свечу, надо не смущаться и спросить у обслуживающего храм персонала.
Зажигать, или, согласно церковному лексикону, возжигать свечу как за здравие, так и за упокой нужно от другой свечи, которая горит на подсвечнике, а не от лампады, чтобы не заливать ее воском и не усложнять труд служителей храма. В церкви также не следует пользоваться собственными спичками или зажигалками, потому что специфический запах и звук, издаваемый этими предметами, могут отвлекать стоящих в храме и мешать богослужению.
Ставить свечи лучше до начала богослужения, и категорически запрещается это делать в самые важные и ответственные моменты службы, чтобы своим движением по храму от подсвечника к подсвечнику не отвлекать или раздражать молящихся. Если вы пришли в храм во время службы и он уже наполнен богомольцами, то не следует расталкивать всех и локтями прокладывать дорогу к подсвечникам. Можно передать свечу.
Еще один вопрос, который возникает у переступающих порог православного храма, – о размере и цене свечи. Размер свечи равен размеру вашего пожертвования на храм, и определить его очень легко – надо спросить себя: «Сколько я сегодня могу отдать Богу от Его щедрых даров мне?»
Если вы поставили свечу к тому или иному образу и во время молитвы заметили, что служители храма переставили ее из одного гнезда в другое или потушили ее, не стоит смущаться. Всеведущий Бог уже увидел Вашу жертву и принял ее, и для того, чтобы эта жертва была приятна Богу, надо постараться изгнать из своей души греховные помыслы осуждения и раздражения.
В этом же аспекте надо рассматривать и наше отношение к свече. Будучи символом и видимым выражением молитвы, свеча сама по себе не может заменить собой молитву. К сожалению, очень часто бывает, что некоторые люди заходят в храм не для молитвы, идут в храм не к Богу, но для того, чтобы «поставить свечи». И в таком случае действие, которое само по себе является благим делом, превращается в грех, потому что сам факт зажигания свеч подменяет собой общение с Богом, молитву. Огонь свечи заслоняет от нас образ Божий, и свеча становится своеобразным, весьма уродливым и извращенным идолом.
Неверной также является попытка приобрести у Бога что-либо – богатство, благополучие, успех и т. д. путем торговли. Иногда люди, зажигая в храме свечу, обещают Богу – Ты мне, я – Тебе. Я Тебе поставлю одну большую свечу за десять гривен, а Ты будь добр – рассчитайся со мной тем-то и тем-то. Но к Богу, Всемогущему и Всеправедному, нельзя подходить с мерками капиталистических взаиморасчетов и мещанской торговли. Во время прошлой нашей встречи мы уже говорили, что не Господь, но мы сами нуждаемся в обрядовых действиях.
Поэтому с Богом, от Которого мы получаем все, что у нас есть, нельзя торговаться.
Возжигая свечу перед образами, мы должны не ставить Богу условия, но соединять свои действия с молитвой о себе, о наших родных и близких.
Протоиерей Андрей Николаиди
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии