БЕСЕДЫ ОБ ОБРЯДАХ. ЧАСТЬ 1
О месте и значении обряда в жизни Православной Церкви.
Дорогие друзья, сегодняшнюю нашу беседу хотелось бы посвятить обсуждению такого важного явления в церковной жизни, как обряд.
В Православной Церкви большое место уделяется обряду, который является видимым выражением наших внутренних, невидимых переживаний и религиозных чувств. Входя в храм, мы видим, что присутствующие здесь люди совершают различные обрядовые действия – осеняют себя крестным знамением, или, попросту говоря, крестятся, зажигают свечи, прикладываются к иконам, воздают поклоны, а священнослужители в благолепных облачениях совершают каждения, осеняют молящихся крестом, кропят освященной водой или помазывают освященным елеем и совершают еще много других символических действий.
И у человека, впервые попавшего в храм, сразу возникает вопрос: а для чего это нужно, неужели нельзя без всевозможных, порой весьма сложных символических действий обратиться к Богу, неужели Ему необходим обряд? С подобным вопросом очень часто обращаются к священнослужителям люди, искренне ищущие Бога, схожие упреки можно услышать и от приверженцев всевозможных протестантских деноминаций. Итак, действительно, нуждается ли Бог в наших обрядах?
Нет! Господу не нужны ни обряды, ни священнодействия. В них нуждаемся мы с вами. Дело в том, что мы, люди, состоим из души и тела, и эти две наши составляющие неразрывно связаны между собой. Любое действие тела неизбежно отражается на душе, и наоборот, любое действие души неизбежно находит свое отображение в нашем теле. Когда у нас на душе легко, когда нам весело и нас переполняют положительные эмоции, подобно легким летним волнам, охватывают все наше существо, наше лицо тотчас же озаряется улыбкой, и порой это происходит даже помимо нашей воли. Но когда сердце омрачает какая-либо печаль, когда нам тяжело и больно, на глаза наворачиваются слезы. Наше тело участвует в наших душевных переживаниях.
Кроме того, положение тела влияет на наше душевное состояние. Так, наверное, каждый согласится, что невозможно молиться, обращаться к Богу с просьбами, вольготно развалившись в кресле, закинув ногу на ногу и потягивая кофе или сок.
Таким образом, наше религиозное чувство требует, чтобы мы нашли возможность выражать его посредством всевозможных действий, которые и получают наименование обряда. Сам Господь, совершая Свое общественное служение, неоднократно прибегал к различным символическим, обрядовым действиям, которые несли определенную смысловую нагрузку и неизменно сопровождались излиянием особой благодатной помощи Божией, явлением чудес.
Так, исцеляя слепорожденного, Господь делает брение, помазывает им невидящие глаза слепца и отправляет его умыться в купальне Силоам (Ин. 9: 6–7). Вспомним воскресшую дочь Иаира. Господь обращается к ней, можно сказать, обрядовым восклицанием: «Талифа, куми», что означает «Девушка, встань» (Мк. 5:41). В Священном Писании мы встречаем неоднократные повеления Господа совершать те или иные обрядовые, символические действия. Так, апостолы и ученики Христовы многих больных помазывали маслом, что приносило исцеление от долголетних недугов (Мк. 6:13).
Более того, перед Своим преславным Вознесением Господь дает прямое повеление крестить все народы (Мф. 28:19), т. е. совершать особое обрядовое действие, связанное с погружением крещающегося человека в воду, на что указывает сам греческий глагол, использованный Ним и являющийся эквивалентом славянского глагола «крестить» – «ваптизо», который можно перевести как «погружать», «низводить в воду».
Таким образом, мы можем свидетельствовать, что использование особых обрядовых действий в религиозной жизни оправдано самой природой человека, нисколько не противоречит Священному Писанию и более того, благословлено Самим Господом. Именно поэтому в Православной Церкви настолько значимы различные символические действия.
Но почему именно в такой, а не в иной форме мы должны реализовывать свои религиозные переживания? Почему именно такие обряды должны выполнять мы, переступая порог православного храма и двигаясь ко Христу?
Дело в том, что Православная Церковь существует не одно десятилетие и не одно столетие. Около двух тысяч лет совершает Церковь свою спасительную миссию, и в своем подвиге все это время Она использует обряды, которые являются не какими-то магическими, бессмысленными движениями, действиями, поступками, но преисполнены глубокой внутренней логики и огромного символическего смысла. Так, посредством символических обрядовых священнодействий Церковь напоминает нам о важнейших событиях священной библейской истории и пробуждает в наших душах глубокое религиозное чувство.
Обряд призван приблизить нас к Богу, и поэтому он, в отличие от особых церковных священнодействий – Таинств, исполнен благодатной Божественной силы не безусловно. Благодатным и спасительным обряд делает наша вера и наше духовное настроение. В контексте православного богословия невозможно рассматривать обряд как нечто самоценное – я повернусь так-то и так-то, прочитаю то-то и то-то, и мне будет хорошо. Невозможно всемогущего и всеправедного Бога заставить, принудить что-либо сделать посредством каких-то формальных действий или непонятных магических формул. Бог откликается только на просьбу сердца, и потому обряд, не соединенный с искренней верой, с религиозным чувством, остается бесплодным, ненужным, кощунственным.
Таким образом, православный церковный обряд коренным образом отличается от обрядов древних магических культов или от бессмыслиц современных гадателей и провидцев. Церковный обряд несет в себе важный символический смысл и потому каждый, кто с верой и упованием на Бога выражает свои чувства, свою любовь и свои мольбы посредством внешних знаков, обретает благодатные дары Божии.
Протоиерей Андрей Николаиди
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии