БЕСЕДЫ ОБ ОБРЯДАХ. Ч. 4. КАК ПРАВИЛЬНО ПОМИНАТЬ УСОПШИХ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мы верим, что души наших близких, переступивших порог смерти, живут, и вера в то, что они живы, естественным образом становится побуждением к молитве о них, ведь молитва – это ни что иное, как проявление нашей любви.

Во время нашей прошлой беседы мы касались такого практического вопроса, как чтение помянников,или синодиков. Тема нашей сегодняшней встречи во многом соприкасается с темой церковных записок. Хотелось бы поговорить о таком важном и в то же время для многих непонятном практическом вопросе, как поминовение усопших.

В Православной Церкви из глубокой древности ведет свое начало обычай во время общественной молитвы, при совершении богослужения приносить Богу просьбы и мольбы не только о ныне живущих на земле родных и близких, но и тех сродниках, о тех знакомых и близких сердцу людях, которые уже переступили порог смерти и отошли к Господу. Этот обычай основывается на словах Священного Писания, свидетельствующего в Книге Екклесиаста о том, что после смерти человека его тело возвращается в землю, а душа к Богу.

Таким образом, основываясь на словах Господа, православные верят, что после временного разлучения, расставания души с телом человек не умирает полностью, но лишь переходит из одного состояния в другое. Это, несомненно, согласуется со всей логикой Священного Писания, потому что в контексте библейского учения смерть воспринимается как нечто неестественное для богосозданной природы, как нечто чуждое ей, проникшее в гармоничный и переполненный любовью мир в результате грехопадения людей. Смерть, которая предполагает разрыв богосозданного двуединства человеческих души  и тела, распад, тление, мыслится как наша дань греху, по словам апостола Павла, смерть – это оброк греха, возмездие за грех (Рим. 6:23).

Но человек призван к бытию, к жизни Самим Богом, начало существования человека – Сам Господь, некогда произнесший: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26) – и потому смерть, порождение диавольской злобы, оброк греха, не может преодолеть творческого призыва Божия, а способно лишь омрачить, очернить. И потому смерть это только временное разделение тела и души, временное разлучение тленного тела и бессмертной души.

И эта бессмертная душа до момента Второго пришествия Христова, когда будут окончательно преодолены последствия грехопадения и в воскресении всех воссоздана первозданная гармония мира, находится в предощущении Божиего воздаяния за все дела, сотворенные в течение человеческой жизни.

Таким образом, основываясь на свидетельстве Библии, мы верим, что души наших близких, переступивших порог смерти, живут, и вера в то, что они живы, естественным образом становится побуждением к молитве о них, ведь молитва – это ни что иное, как проявление нашей любви.

А для любви не существует никаких преград. «Кто отлучит нас от любви Божией, – восклицает святой апостол Павел, – скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч… ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее… Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35, 39). Апостол, а вместе с ним и все мы, рассматриваем любовь как категорию вечности, над которой не властно ничего, даже смерть, а это значит, что если мы любим умерших, то самым естественным проявлением нашей любви к ним может и должна стать наша молитва. Ведь, как сказано в Священном Писании, для Бога все живы (Лк. 20:38).

Храня пришедший к нам из глубины веков христианский обычай поминовения усопших, Православная Церковь выделила специальные моменты общественного богослужения и особые богослужебные последования, особые службы, когда каждый желающий может соединить свою молитву об умерших с молитвенным ходатайством всей Церкви.

Если мы, придя в храм, желаем помянуть поименно своих умерших родственников, то можем записки с их именами подать к Божественной литургии на проскомидию или на гласное поминовение, или, как это обычно называют, на заказную Литургию. Во время нашей прошлой беседы мы уже говорили, что на Литургии в Евхаристическую Чашу с Божественной кровью опускаются частички просфоры, вынутые с поминовением имен живых и усопших, с молитвенной просьбой омыть честною Кровию Христа грехи всех поминаемых. Также можно подать поминовение на сорокоуст – это поминовение усопшего в течение сорока дней на сорока Литургиях.

Кроме Литургического поминовения, возможно помянуть своих усопших сродников и за панихидой – особым молитвенным последованием, особым богослужением, совершаемом в память умерших. Панихида может совершаться как в храме, так и на могиле умершего, и в ней заупокойные молитвословия занимают доминирующее место.

По вековой православной традиции совершение панихиды соединяется с принесением в храм особой поминальной трапезы в память об умерших. В основе этого обычая лежит милостыня за упокоенных, подаваемая вместе с просьбой о молитвах как деньгами, так и продуктами. Основываясь на этом обычае, если вы хотите помянуть кого-либо из своих усопших сродников на панихиде, то можете принести в храм некоторые продукты, например муку, церковное вино и растительное масло, необходимые для совершения богослужений, а также хлеб, сахар, различные крупы и т. д. Все они воспринимаются Господом и нашими умершими как жертва о них, как дань их памяти.

Кроме такого сугубого поминовения, в некоторых монастырях и обителях принимают записки как за здравие, так и за упокой на так называемую Неусыпаемую Псалтирь. Это связано с тем, что в таких обителях сохранился древний обычай беспрерывного молитвенного чтения псалмов. Сменяя друг друга каждый день и ночь беспрерывно, возносят иноки свои молитвы к Богу, и во время этой непрекращающейся молитвы могут быть помянуты имена ваших родственников.

Кроме всех этих видов поминовения, также существуют особые дни, отведенные Церковью для поминовения усопших сродников. Это так называемые заупокойные субботы, а также Радоница – вторник после Пасхи.

Протоиерей Андрей Николаиди

http://pravlife.org/content/besedy-ob-obryadah-ch-4-kak-pravilno-pominat...