БЕСЕДА НА МАТФЕЯ 18: 23–35. ВОСКРЕСЕНЬЕ 11-Е ПОСЛЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Беседа на Матфея 18: 23–35. Воскресенье 11-е после Пятидесятницы

В сегодняшнем отрывке евангелист Матфей пересказывает притчу Спасителя о немилосердном заимодавце, который, будучи должен правителю огромную сумму денег, но получив от него прощение, не смог простить человека, задолжавшего ему считанные гроши.

 В этой истории Христос поднимает очень важную тему прощения, и она, несмотря на свою избитость, всякий раз звучит по-новому, открывая новые грани этой проблему.

В первую очередь обращает на себя внимание та огромная разница в деньгах, которые задолжали оба человека. Первому необходимо было отдать 448 тысяч килограмм золота, а второму – 480 грамм серебра. Мало того, что эти две цифры отличаются друг от друга по номиналу, но еще и речь идет о разных драгоценных металлах. Нетрудно догадаться, что оба должника – это не какие-то отвлеченные собирательные образы, а самые настоящие прототипы, в которых каждый человек может узнать самого себя. И если присмотреться, в своей жизни люди очень часто повторяют тот поступок, который совершил злой заимодатель.

Христианство никогда не мыслило отношения с Богом в финансово-экономических категориях, и евангельская притча – просто пример удачного применения жизненных случаев в поучительных целях. Но при переводе этой истории с языка иносказания на привычный всем язык становится, мягко говоря, не по себе. Каждый человек действительно должен Богу очень многое. «Должен» – не в смысле того, что обязан отдать Творцу некую «задолженность» или вернуть нечто взятое «напрокат». А в том смысле, что все дела, которые совершаются людьми, все милосердные поступки и сердечные устремления и порывы, сильно недотягивают до того уровня, который изначально задал Господь.

Особенно остро это ощущают верующие, собственным сердцем испытавшие чувство огромного несоответствия своего духовного состояния Божьему идеалу. И в таком случае возникает вопрос: могу ли я, столь далеко и по собственному нерадению отставший от изначального замысла Творца, требовать от своего ближнего соответствия тем умозрительным схемам, которые сложились в моей голове?

Ведь, по большому счету, сегодняшняя история – предупреждение не о недопустимости требовать назад свои долги и прощать их (хотя и это тоже), а о том, что ни один человек не в праве предъявлять другому претензии, будто тот не такой, каким его хотят видеть. Притча о немилосердном заимодавце говорит о простой терпимости и милости к слабостям тех, кто нас окружает. Такой терпимости, которая своим идеалом имеет долготерпение Божье, прощающее куда большее и милующее даже самые жестокие ошибки.

Александр Моисеенков

http://foma.in.ua/articles/beseda-na-matfeya-18-23-35-voskresene-11-e-po...