Бережно хранят мастерицы из Суджи Курской области традиции ковроткачества

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Традиции ковроткачества бережно хранят мастерицы из Суджи Курской области
Сейчас этот промысел оказался под угрозой. Огромная коллекция ковров, ткацкие станки и сотни эскизов остались в Судже – в местном колледже искусств. Но студентов и преподавателей не сломили трудности.

Многовековые традиции ковроткачества бережно хранят мастерицы из Суджи Курской области. Сейчас этот промысел оказался под угрозой. Огромная коллекция ковров, ткацкие станки и сотни эскизов остались в Судже – в местном колледже искусств. Но студентов и преподавателей не сломили трудности. О том, как спасают любимое дело – репортаж Ольги Ефремовой.

Крупные розы на черном фоне. Паласное плетение, двусторонний, шерстяной – классический суджанский ковер. Такие украшали стены колледжа искусств. Огромная коллекция. Что сейчас с ней – не скажет никто. Видели только во вражеских пабликах, как украинские военные сжигают баннер на здании. Директор Александр Фесенко узнал в соцсетях укронациста и свой кабинет. "Посадил на стул секретаря скелет, мы же рисуем. Одел мой мундир казачий, папаху, положил нагайку и фотографировался на этом фоне", – рассказал директор Суджанского колледжа искусств им. Н. Плевицкой Александр Фесенко.

Сейчас ковровое отделение колледжа принял областной дворец культуры. Выделили просторный зал. Ткацкие станки для студентов сделали мастера драмтеатра – по чертежам Александра Савченко. Именно он в 90-е годы возродил в Судже традиционный промысел. В начале "лихих" ткацкая фабрика сгорела. Ковровое отделение в местном колледже открывал с нуля, был единственным преподавателем. С чистого листа начинает и сейчас. "Главное то, что мы сохранили коллектив. Практически все остались. По рисунку, по живописи, по композиции", – отметил зав. отделением художественного ковроткачества Суджанского колледжа искусств им. Н. Плевицкой Александр Савченко.

Гордая осанка, коса до пояса – так могла выглядеть мастерица и два века назад. Студентка Катя сосредоточена: для изготовления традиционного цветочного ковра нужно огромное терпение. Это искусство – наполовину математика. "Надо сначала высчитать проект, чтобы знать размеры своего коврика", – пояснила студентка Екатерина Масленникова.

Прежде чем сесть за станок – бумажная работа. На этой картинке – реальный суджанский ковер, который, скорее всего, уже не существует. Задача студента – выполнить технический рисунок, как бы расписать на бумаге всю будущую работу ткачихи. На этот рисунок будут ориентироваться во время работы. В маленькой провинциальной Судже студенты изучали и голландскую шпалеру. Девушки как раз рисуют эскиз будущего гобелена. Эту технику привез в российскую столицу ещё Петр I. Традиции ковроткачества были под угрозой не раз. В 1941-м – из-за оккупации Суджи фашистами. Но после освобождения города, ткачихи вновь взялись за работу. Счастливый конец обязательно будет и в сегодняшней истории.

https://smotrim.ru/article/4189709